Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Треугольные боги и тактильная живопись

Есть ли выставки вне Платоновского фестиваля

Треугольные боги и тактильная живопись
Фото: Коммерсантъ в ВоронежеКоммерсантъ в Воронеже

В рамках Платоновфеста 2 июня за несколько часов до официального открытия начали работать три выставки – две в арт-центре «Коммуна» и одна в музее имени Крамского. Еще три экспозиции открылись 3 и 4 июня. Но на этом художественная жизнь Воронежа не заканчивается – параллельно фестивальным работают выставки в галерее Х.Л.А.М. и в Камерном театре.

Видео дня

Мифы искусства

В арт-центре «Коммуна» до конца фестиваля – 14 июня – можно бесплатно посмотреть супрематические иллюстрации к древнегреческим мифам и коллекцию российского видео-арта.

Кураторы постарались как можно ближе к оригиналам, в том же размере и с той же подсветкой, воспроизвести серию из 14 работ «Супрематические исследования древнегреческих мифов». Сцены из знакомых всем с детства мифах Павел Пепперштейн иллюстрирует в стилистике супрематизма, превращая богов и героев Эллады в круги, линии и многоугольники. Все работы подписаны, но большинство сцен узнаваемы и без подписей: Орфей и Эвридика оказываются двумя треугольникам, а, например, Парис выбирает между кругом, квадратом и треугольником. Используя стройные с точки зрения геометрии фигуры, Пепперштейн тем самым привносит в довольно стройную и упорядоченную древнегреческую мифологию изрядную долю хаоса, но не расшатывает ее основ.

Основной выставки видео-арта стало собрание Московского музея современного искусства. Небольшой зал разделен на несколько секций, одна из них предполагает коллективное смотрение – видео транслируется на большой экран, – в двух других расположены по паре телевизоров с подсоединенными наушниками. Чтобы пересмотреть все, потребуется несколько часов, за которые можно увидеть, как развивался видео-арт в России и кто на этой поляне главный. Показ каждого произведения предваряется представлением художника и объяснением его работы, однако хватит ли терпения у зрителей на просмотр ретроспективы – большой вопрос. Если, например, трехминутная беготня Владислава Мамышева-Монро в образе инопланетянина под песню «Гагарин, я Вас любила!» смотрится на ура, то до конца видео, на котором девушка 20 минут методично омывает ноги мужчинам, досидит не всякий. К тому же мешает сосредоточиться не до конца отлаженный звук: переделанный из типографского цеха старейшей воронежской газеты «Коммуна» арт-центр не может похвастать хорошей акустикой, поэтому звук пришлось усиливать многочисленными колонками. В результате во время просмотра видео в наушниках можно услышать музыку и речи из первой секции, а также размышления эксперта, с которым в это время проходит творческая встреча в центральном зале «Коммуны».

В выставочном зале на Кирова,8 показывают экспозицию «Мейерхольд и художники. Пространство игры». Более 200 эскизов костюмов и декораций, созданных известными российскими художниками для спектаклей Мейерхольда предоставил Театральный музей имени Бахрушина. Выставка проработает до 27 июня.

Экспозиционная уникальность

Но, пожалуй, главным хитом выставочной программы Платоновфеста стала ретроспектива «Игра и лицедейство» в музее имени Крамского. Около 100 работ для нее предоставили Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ), Театральный музей имени Бахрушина и Тульский областной художественный музей (в собрании музея имени Крамского оказался один графический лист, его тоже можно увидеть). Событие уникально в масштабах страны: последний раз Тышлера крупно выставляли в ГМИИ в 1998 году. В 2018-м будет отмечаться 120-летие художника, экспозицию, можно сказать, собрали под дату, но сначала показывают именно в Воронеже – и только потом в ГМИИ. Факт, прямо-таки кричащий о значимости фестиваля. Выставка тематически разделена на пять разделов, в которых представлены люди, портреты, картины из жизни цирка и балаганов, навеянные гражданской и второй мировой войнами серии и, конечно, театральные работы. Авангардист по натуре, Тышлер не уехал из СССР и не изменил себе после тотального насаждения соцреализма. Спасением для него стал театр, где художественная условность даже приветствовалась: при участии мастера было поставлено около 80 спектаклей, за оформление постановки «Фрейлехс» («Радость») для Московского государственного еврейского театра он в 1940-х даже получил Сталинскую премию второй степени. Но только театром Тышлер не ограничивался. Его работы, написанные маслом, акварелью, тушью, карандашами, фломастерами в махровые 1960-е-70-е не отличаются от работ именитых авангардистов творивших в 1920-е. А, скажем, за сделанную в середине 1960-х серию «Казненный ангел» власти по головке точно не погладили. Выставка продлится до 2 июля.

Еще одна уникальная выставка пробудет в музее имени Крамского до 24 июня – «Видеть невидимое» для незрячих людей. Это совместный проект , ГМИИ и платежной системы . Ее экспонаты – тактильные копии шедевров мировой живописи, выполненные с использованием технологии рельефной печати. Фотографии полотен подверглись особой обработке с подбором текстур, которые помогут незрячим людям понять сюжет картины. Всего представлено семь тактильных копий следующих работ: «Благовещение» , « с младенцем» Старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана-Батиста , «Нападение ягуара на лошадь» , «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Старый еврей с мальчиком» , «Крестьянская трапеза» Джакомо Франческо Чиппера (Тодескини). Последняя работа располагается рядом с оригиналом из фонда музея имени Крамского и после закрытия выставки останется в Воронеже. Выставка сопровождается аудиогидом, озвученным актером Сергеем Добронравовым. Зрячие посетители могут воспользоваться темными очками, которые выдаются при входе на выставку, и открыть для себя принципиально иной опыт восприятия изобразительного искусства.

Третья выставка музея – полностью на воронежском материале – представляет ретроспективу Сергея Романовича. В Воронеже он проработал с 1920-го по 1928-й и привнес в город жилку авангарда.

Фестивальные параллели

Если еще пару лет назад в первые недели июня в культурной жизни Воронежа доминировал Платоновский фестиваль, в частности захватывая все значимые выставочные площадки, то в этот раз у аудитории есть альтернатива. Что не может не радовать: Платоновфест все-таки культурный локомотив, но никак не единственный и неповторимый.

Без фестивальных выставок остались галерея Х.Л.А.М. и галерея Камерного театра.

В местном арт-сообществе предположили, что в дирекции Платоновфеста пошли по пути зарабатывания денег – в эти галереи вход традиционно свободный. Однако вряд ли ситуация на самом деле такая: из шести фестивальных билеты надо покупать только на Тышлера и Романовича.

30 мая в галерее Х.Л.А.М. открылась персональная выставка краснодарца Ивана Дубяги «Хорошо», которая проработает до 30 июня. В Краснодаре без этого художника, кажется, не обходится ни одна тамошняя движуха, он там персонаж довольно известный. Но, судя по всему, он хочет стать куда более именитым, по крайней мере на просторах интернета. Его провокационные примитивные картинки – на стилистику художника сильно повлияла «плохая» живопись, которой, по мнению автора этого термина, американского критика и куратора, Марши Такер присуще «пренебрежение нормами хорошего вкуса» – по идее должны хорошо растаскиваться по цинично-юмористичным пабликам в соцсетях. Дубяга словно пытается оседлать волну, не только высказываясь о сиюминутных мемах, но и следуя долгосрочным сетевым трендам, таким, как, например, тленность бытия.

А накануне Платоновфеста, 1 июня, в галерее Камерного театра открылась выставка москвички Ривки Беларевой «Память и отсутствие» – она также простоит до 30 июня. Художник привезла в Воронеж с десяток живописных работ, причем не самых маленьких: одну из картин, например, составляю пять больших холстов. Ее живопись размыта, будто бы художница имитирует фотографии с длинной выдержкой или просто закрашивает неудавшийся элемент. Но скорее этим эффектом Ривка Беларева указывает на эфемерность мира: детально выписанный дом постепенно размывается, будто сделан он не из камня, а из песка. С учетом названия выставки эту запечатленную призрачность стоит трактовать как высказывание об особенностях памяти, о том, что человек не может помнить все, о том, что некоторые воспоминания редуцируются до архетипов и абстрактных символов.

, Мария Старикова