Сотрудники ИКИ РАН «проявили» единственный прижизненный портрет Ивана Грозного

Прижизненный портрет царя Ивана IV, вытисненный на переплете первопечатного Апостола 1564 г., был «открыт» с помощью методов мультиспектральной съёмки. Сейчас его уже невозможно увидеть, но сотрудники ИКИ РАН, который находится в районе Коньково, и Государственного исторического музея смогли визуализировать портрет. Теперь это, по истине, уникальное изображение может увидеть любой желающий. об этом сообщают в пресс-службе ИКИ РАН. Исследователи предполагают, что единственный прижизненный портрет одной из самых ярких фигур в русской истории – Ивана Грозного – был выполнен, скорее всего, в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра первопечатного Апостола 1564 года Ивана Фёдорова вместе с двуглавым византийским орлом — новым гербом русских государей. Со временем тисненый рельеф практически исчез: в XIX в. он был едва виден, а его контур был скопирован в общих чертах. Ученые «проявили» изображение, используя метод мультиспектральной съемки. Благодаря этому методу, можно буквально «увидеть невидимое»: исчезнувший портрет царя, стертый или угасший архаичный текст, осыпавшуюся от времени миниатюру. Применяется этот метод давно, но впервые с его помощью начаты исследования уникальных памятников средневековой книжности, хранящихся в фондах Государственного исторического музея. Метод мультиспектральной съемки подразумевает получение массива цифровых изображений в различных диапазонах длин волн, от ультрафиолетового до инфракрасного (с «шагом» в 40 нанометров), и под разными углами освещения. Полученный набор кадров обрабатывается затем с помощью специальных алгоритмов, разработанных сотрудниками ИКИ РАН и их коллег из других организаций. В результате обработки полученных снимков на изображениях «проступили» очертания лица. Портрет был выполнен на специальном подносном экземпляре Апостола — знаке благодарности Ивана Фёдорова царю за поддержку печатного дела. Кто является автором портрета, еще только предстоит узнать. По мнению ученых, это может быть Феодосий изограф, сын знаменитого живописца Дионисия, единственный известный нам русский художник, освоивший в середине XVI в. западную технику гравюры на меди. Это уникальное открытие было впервые представлено на выставке XIX Международного фестиваля музеев «Интермузей 2017», которая проводилась в столице в конце мая. Также в рамках выставки были продемонстрированы и другие совместные достижения ИКИ РАН и ГИМ — исследования тем же методом мультиспектральной съемки древнего глаголического палимпсеста кирилло-мефодиевской эпохи из собрания Исторического музея. Напомним, соглашение о сотрудничестве ИКИ РАН и ГИМ подписали в этом году. Целью сотрудничества, в частности, является выполнение инновационных разработок, развитие современных методов исследований различных объектов, входящих в коллекции Государственного исторического музея, на основе комплексного естественнонаучного анализа с использованием приборной базы ИКИ РАН.

Сотрудники ИКИ РАН «проявили» единственный прижизненный портрет Ивана Грозного
© Коньково