ЕГЭ для Александринки. Чем удивил Казань старейший театр России

Какой экзамен сдала Александринка на сцене Камаловского театра и почему «Ревизор» - государственная пьеса, которую в России надо ставить каждые 10 лет? Не почивать на «масках» В Казань этот театр не приезжал более 70 лет. Художественный руководитель Александринки, народный артист РФ Валерий Фокин даже сравнил эти гастроли с ЕГЭ: «На­деюсь, мы сдали его в Казани прилично. Публика здесь театральная, очень внимательная. Хотя гастроли для нас - всегда экзамен». На счету Александринки - четыре премии «Золотая маска», однако худрук считает, что «это ничего не означает! Как только ты будешь заблуждаться, принимая такие награды всерьёз, тебе наступает конец. Так устроен театр». Артисты показали в Казани два спектакля - «Ревизора» и «Женитьбу». И не только потому, что именно на их сцене состоялись дебюты гоголевских пьес. В Александринском театре прошли премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» Грибоедова до пьес Островского и Чехова. Валерий Фокин считается одним из лучших знатоков творчества Гоголя. К «Ревизору» он обращается уже в третий раз. Нынешняя постановка - десятая александринская версия «Ревизора». Она создана на основе сценической версии выдающегося режиссёра начала XX века В. Мейерхольда, проработавшего в Александринке 10 лет. Для Александринского театра важно не просто иллюстрировать классику, а взаимодействовать с ней. В самом деле, трактовки бессмертных гоголевских комедий заметно отличались от авторских текстов. Но Гоголю - великому мистификатору и фантазёру, она явно пришлась бы по вкусу. Действие пьесы начинается в зрительном зале. Оттуда поднимается на сцену Хлестаков (актёр Дмитрий Лысенков). Все реплики персонажей интерпретируют на разные голоса хористы, расположившиеся на балконе в зрительном зале. Это ироничное эхо подчёркивает идею Гоголя: события, происходящие в городе N, – не исключение, а норма жизни по всей России. Неожиданным был финал «Ревизора». После знаменитой немой сцены зрители вновь увидели первую мизансцену спектакля. И опять прозвучала реплика: «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие... ». Вот только теперь и городничий (актёр Сергей Паршин) и внимающая ему элита города выглядели по-другому. Попечитель богоугодных заведений Земляника (старейший актёр Александринки Николай Мартон, игравший в «Женитьбе» Анучкина. – Прим. авт.), другие чиновники вышли из полусонного состояния. Они собрали волю в кулак и подготовились бороться за свои насиженные места. История с Хлестаковым не стала для них крахом - просто сделала опытнее. Режиссёру удалось показать атмосферу тотальной коррупции, хотя взятку от городничего Хлестаков во время спектакля получает лишь однажды, да и то через третьих лиц. Любимые минусы В беседе с журналистами Валерий Фокин назвал пьесу «Ревизора» государственной пьесой. Он напомнил слова Мейерхольда, утверждавшего, что этот спектакль в России можно, даже надо ставить каждые 10 лет. «Трудно сказать, откуда появилась коррупция, но она жива, мимикрирует, - рассуждает худрук Александринки. - Тому много причин. Иногда добиться того, чего ты хочешь, легче, если ты пошёл не прямым, нормальным путём, а поперёк... Но эта пьеса не про взятки, она про наш менталитет. Национальный характер в России особый. В нём масса плюсов, и масса минусов. Более того, мы так иногда любим свои минусы, так ласково о них говорим – вроде бы это минусы, но хорошие минусы... В этой пьесе есть целый ряд очень важных черт характера, которые не меняются, а только приобретают какие-то новые качества в зависимости от времени. Вот городничий – на сегодня просто хороший человек, пусть и коррупционер. Он хотя бы что-то понимает. С ним ещё можно по-человечески разговаривать. Ведь страшно то, что сегодня многие чиновники тебя просто не слышат. Они кивают головой, улыбаются, записывают что-то... А сами лишь делают вид, что слушают, думая в это время про что-то совершенно другое»... На первый взгляд анекдотическую «Женитьбу» Валерий Фокин называет пьесой про одиночество. По мнению режиссёра, это один из главных смыслов гоголевской пьесы. «Подколесин лежит на диване, ленится и боится женщин, - говорит режиссёр. - Но суть не в этом. Диван – его родина, олицетворение независимости. Подколесин не хочет слезать с дивана, потому что это его мир. Много лет назад я ставил «Женитьбу» в Польше – там даже сделали диван на колёсиках. На нём у Подколесина была птичка канарейка, книги – это была маленькая движущаяся однокомнатная квартира. Этот человек не вписывается в жизнь, которая идёт за его окнами. С одной стороны, он хочет быть коммуникабельным, быть в соцсетях, а с другой, жутко боится этого. Потому что привык жить в своём мире, который не хочет никому отдавать».

ЕГЭ для Александринки. Чем удивил Казань старейший театр России
© АиФ Казань