Войти в почту

Большой музей в далёком крае

С 25 сентября по 2 октября во Владивостоке пройдут Дни Эрмитажа. Согласно договорённости с художественным музеем Петербурга, это культурное событие объединит несколько проектов: выставку одного шедевра, лекции для профессионалов и широкой публики, творческие встречи. На этот раз тема Дней Эрмитажа - «Прикосновение к античности», и связана она с шедевром музея - вазой Древней Греции, созданной в четвёртом веке до н. э. Экспонат выставят на обозрение в конце июня в зале Приморской картинной галереи. Тем временем, общественность с нетерпением ждёт открытия центра Эрмитаж-Владивосток, пока в историческом здании Даттона полным ходом идут реставрационные работы. О связующих нитях культуры Петербурга и Владивостока рассказала куратор проекта Светлана РУСНАК. Желание и возможности - Светлана Сергеевна, сегодня внимание директора Эрмитажа Михаила Пиотровского к Владивостоку очевидно. Он лично посетил город, будущий центр, открыл для себя потенциал пространства у океана. А с чего начиналась идея? Гора пошла к Магомету или наоборот? - Очередной виток развития Дальнего востока связан, в первую очередь, с политикой, когда внимание государства фокусируется на территории. После Саммита АТЭС жизнь не остановилась, возникла необходимость сделать дальневосточникам доступным большое искусство, которое концентрируется на западе России, в столичных городах. У нас складывалась такая ситуация, когда молодое поколение быстрее оказывалось в Китае, Корее, Японии, а на запад, где расположены наши главные национальные музеи, ехать не спешило. Желание быть ближе к культурному достоянию России вылилось в создание центра-спутника «Эрмитаж-Владивосток». Это было необходимо и петербургскому музею: его коллекции насчитывают более трёх миллионов произведений искусства, и выставить все в одном пространстве невозможно. Передвижные выставки Эрмитажа имели успех в Лондоне, Лас-Вегасе, одна из площадок до сих пор работает в Амстердаме. Крупные региональные центры предполагается открыть в Екатеринбурге, Омске и Владивостоке. - Каким образом строится взаимодействие? - Открытость Эрмитажа заключается в том, что он предоставляет нам своим выставки, а задачи реставрации выставочных помещений, транспортировки картин или экспонатов решаются на местах. Всё начиналось в 2013 г., когда по распоряжению президента Эрмитаж подготовил предложения для Екатеринбурга, Омска, Владивостока. Здесь была создана специальная комиссия во главе с зам. директора Эрмитажа Владимиром Матвеевым, и начался писк подходящего здания. Вариант с домом Даттона - на Светланской - заинтересовал больше других: с его белыми колоннами, лепниной, витыми лестницами. - Интересно и то, что залы заработали ещё в 2014 году. Почему? - Мы решили заранее открыть для горожан это творческое пространство. Три года назад в Ночь музеев организовали культурную программу под девизом «Коллекции объединяют»: это медиаинсталляция Антона Бубновского и Глеба Телешова «Одеть Афродиту», виртуальное путешествие по залам Эрмитажа и презентация произведений, поступивших в 1930-е годы во Владивосток из собрания Государственного Эрмитажа. По просьбе Михаила Пиотровского с рамках фестиваля «Интермузей» был организован телемост с Петербургом, Екатеринбургом и другими центрами художественного музея. Хотелось говорить об Эрмитаже задолго до его открытия, в пространстве, где возможны коммуникации на тему культуры, развития Владивостока. - Представлено современное искусство? - Поступили предложения от фотохудожников, модельеров-дизайнеров, и нам приятно, что в центре прошло несколько красивых показов. Дизайнер Наташа Дара делала интересную выставку платьев из коллекции журналиста Тамары Калиберовой. Сотрудничали с ассоциацией молодых дизайнеров «Чердак форева», они показывали редкую коллекцию принтов. Пространство, в котором еще идёт реставрация, вдохновляет. В нём работает уникальный фотопроект «Пробуждение», солисты труппы Мариинского театра участвуют в фотосессии в интерьерах будущего центра, безмолвие танца как будто расколдовывают пространство. А 19 июня 2015 года между губернатором края и директором музея подписано соглашение о намерениях создания центра «Эрмитаж - Владивосток» и начались проектные работы. Всё это время в залах будущего Центра-спутника проходили культурные события - фотосессии, кинопоказы, выставки цифрового искусства, лекционные программы, выставки по истории «Дома Даттана» занял важное место в культурном пространстве Владивостока. Хрупкие шедевры - В здании будущего центра важно сохранить его первоначальный облик. А кроме этого? - Необходимо отработать моменты, связанные с музейной безопасностью, создать необходимые условия для хранения шедевров, ведь выставки будут меняться раз в два года. Температурный режим, влажность - требований несколько. Сегодня наши специалисты проходят стажировку в Эрмитаже - искусствоведы, хранители, реставраторы, перенимают богатый опыт. В прошлом году, перевозя из Петербурга православную икону японской художницы, мы поняли, что такое высокая культура транспортировки. Картина или экспонат могут перевозиться только в сопровождении специалиста. К слову, между Петербургом и Владивостоком нет прямого самолётного сообщения, приходилось везти шедевр на спецтехнике, в сопровождении экспертов и охраны. Так, редкая икона ехала 18 часов, на неё боялись дышать. - А в этом году из Эрмитажа везут вазу? - Ко дню рождения Приморской картинной галереи (29 июня. - Ред.) откроется выставка одного шедевра «Прикосновение к античности», к слову древнегреческая ваза - не маленькая, 97 сантиметров, для неё изготовлена специальная витрина. В рамках выставки мы проведём конкурс на знание истории - победителей ждёт приз. Приглашаем приморцев к активному участию. - Какую программу готовите к осенним дням Эрмитажа во Владивостоке? - Кроме выставки одного шедевра, будет работать эрмитажный лекторий, посвящённый теме античности. Откроются и реставрационные мастер-классы по живописи, графике. К нам могут приехать представители редких профессий из дальневосточных городов - это ближе, чем до Петербурга. Особую популярность снискали публичные лекции, когда реставраторы рассказывают о спасённом шедевре. К примеру, работа была украдена, потом вернулась в музей, и её чудом восстановили. Это связано в мировым культурным наследием. Во второй раз мы подведём итоги конкурса среди журналистов на премию «Искусный глагол». Премия - поездка в Эрмитаж. Те журналисты, которые посетили музей в неофициальном качестве, были поражены, хотя бывали в Эрмитаже раньше. - Это как? С чёрного хода? - Вокруг Эрмитажа сплотился круг друзей, и есть специальные часы, когда члены сообщества встречаются в залах музея. Там - особая атмосфера, живой дух. В потоке туристов всего этого можно не почувствовать. Не случайно однажды Пиотровский сказал: «Эрмитаж работает сам, давайте не будем мешать». Торопиться не надо - Когда откроется центр Эрмитажа во Владивостоке? - Предполагается, что это конец 2018 г. - начало 2019 г. Считаю, что не нужно торопиться, главное, чтобы всё было сделано качественно. Предполагается, что первый этаж - 600 кв. метров выставочной территории - будет отдан непосредственно под выставку Эрмитажа. Экспозиции будут меняться два раза в год, длиться - от четырех до шести месяцев. В зале на втором этаже в 400 кв. метров, надеемся, заработает выставка картин из коллекции галереи. Пока не хватает пространств, большинство картин хранятся в архивах. - Насколько важна поддержка региональной власти? - Раньше ни о каком приближении Эрмитажа мы и не могли мечтать. Губернатор Владимир Миклушевский как-то сказал, что проект направлен на культурный расцвет всего Дальнего Востока. Он даёт возможность не только познакомиться с уникальными произведениями искусства, но и развить художественный вкус, повысить эстетический уровень. Он имеет значение и для полноценного образования приморской молодёжи. Надеюсь, мы получим вдумчивого зрителя, глубоко постигающего искусство. Хотелось бы, чтобы люди воспринимали Эрмитаж, как пространство своих возможностей, часть образа жизни. Елена ЖУКОВА Фото Олега БЕЛОВА ЦИФРЫ Центр «Эрмитаж-Владивосток» размещается в здании Торгового дома «Кунст и Альберс» - объекте культурного наследия регионального значения общей площадью 2 970 кв. м, экспозиционной площадью музея 874,5 кв. м. КСТАТИ Соглашение об организации и открытии культурно-выставочного центра Русского музея во Владивостоке подписали губернатор Приморья Владимир Миклушевский и директор Государственного Русского музея Владимир Гусев 2 июня, в Санкт-Петербурге. Предполагается, что центр откроют в реконструированном здании в районе фуникулёра. Он включит виртуальный филиал и экспозиционно-выставочное пространство, где посетители смогут ознакомиться с экспонатами из собрания музея.

Большой музей в далёком крае
© АиФ-Владивосток