В ЦДХ открылась масштабная выставка Московского союза художников 

В ЦДХ открылась масштабная выставка Московского союза художников
Фото: Вечерняя Москва
6 июня в Центральном доме художника на Крымском валу открылась масштабная выставка, посвященная 85-летию Московского союза художников. Смотр, развернувшийся на трех этажах в нескольких залах ЦДХ, охватил достижения московских живописцев, графиков, дизайнеров, скульпторов, театральных художников, художников костюма и даже кукольников. Здесь можно увидеть плакаты на злобу дня, деревянные скульптуры и скульптуры из стекла, платья, выполненные в сложнейшей технике, ювелирные украшения, графические работы, инсталляции — пожалуй, по охвату стилей, жанров и направлений размах выставки поистине глобальный. И это при том, что, как заметил глава Московского союза художников Виктор Глухов, привлечь удалось лишь 150 живописцев из полутора тысяч, состоящих в Союзе. Это не считая представителей других форм изобразительного искусства, чьи работы можно увидеть на выставке.
На первом этаже разместились работы мастеров кукол и проектировщиков. Здесь есть даже сложные интерактивные модели с подсветкой. На следующем уровне представлены плакаты и афиши — работы плакатистов и графических дизайнеров Москвы. Эта часть экспозиции вызвала большой интерес публики. Похоже, искусство плаката своей меткостью достигает цели со времен «Окон Роста». Среди всего разнообразия тем, переданных шершавым языком плаката, превалируют философские, иронические и социально-политические. Например, цензура, терроризм и коррупция. Но больше всего — религиозно-философских, выполненных в минималистическом стиле. Вот, например, крест, отделяющий своим силуэтом свет от тьмы: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» (Ин 10:9). Античные ворота Пальмиры на бирюзовом безоблачном фоне могли бы радовать глаз в любой гостиной, если бы не трагическая кроваво-красная полоска на месте скола второй половины ворот. Так художник передал трагедию утраты величественного памятника Сирии, уничтоженного террористами.
В самом большом зале на третьем этаже все очень масштабно, много работ и много воздуха. Интересно ходить бессистемно, приближаясь к наиболее заметным работам, чтобы разглядеть их детально. Публика достойна не меньшего внимания, чем сами картины и скульптуры. Дамы словно из прошлого века в бархатных манто и бордовых беретах, в длинных шарфах и даже пенсне, представительницы молодого поколения в ярких чалмах — эклектика произведений дополняется разножанровой публикой.
— Это юбилейная выставка профессионального союза, а это всегда интересно, — говорит художник, член Академии художеств и преподаватель Строгановского института . У него здесь представлены иконы — «» и «Одигитрия». — Потому что, как ни крути, есть много художников и много союзов, но это самый старый и самый уважаемый союз. Здесь представлены и старые мастера, и молодые художники. Все стремятся показать работы последних лет и даже последних месяцев. С одной стороны, много молодых художников, с другой — ветераны. Своего рода диалог поколений.
Для московских художников это большое событие. На фоне закрепленной на стене огромной инсталляции из папье-маше под названием «В одной лодке» руководство Союза и приглашенные почетные художники, среди которых , открывают выставку. Слово берет Александр Рожин, академик Российской академии художеств, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
— Нынешняя выставка — созвездие ярких и неповторимых творческих индивидуальностей, — говорит академик. — Это не групповая выставка, а выставка личностей, которые объединены общим стремлением делать культуру будущего, за которой стоит великое прошлое.
В подтверждение своих слов он цитирует героя пьесы «На дне» Горького Сатина:
— Он говорил, что если труд — удовольствие, жизнь прекрасна. А если труд — обязанность, то и жизнь — рабство. Несмотря на порой сложные условия, наш труд — это удовольствие. Спасибо каждой из этих личностей, которая несет в себе благородство и высокую профессиональную культуру.
Собравшиеся — и те, кто оказался в числе избранных счастливчиков, чьи работы представили публике, и те, кто пришел из солидарности — столпились под инсталляцией «В одной лодке». На ней бумажные люди свисали из бумажной лодки во все стороны, у некоторых на головах виднелись газетные полосы с цифрами. Они гнездились друг на друге, совсем как художники, которым не нашлось места на выставке. А с другой стороны группу собравшихся созерцал керамический Гоголь. Маленький, почти незаметный, он сидел, поджав босые ноги, и грустно улыбаясь, держал в одной руке голубка.
— Для того, чтобы показать наше искусство, даже этих больших залов мало, — говорил, тем временем, глава МСХ Виктор Глухов. — Здесь выставлена лишь десятая часть наших художников, но любой раздел нашей экспозиции, и где выставлены художники-проектанты, и кукольники — это потрясающе. А прикладное искусство! Здесь есть модели, которые мне захотелось тут же надеть на свою жену. Поздравляю от всей души.
Начальник Союза попросил не обижаться тех художников, которые не попали в списки избранных.
— Это только начало юбилейного года. — Возвестил Глухов. — В течение всего года будут выставки и в наших залах, и в городских районных залах.
Оптимизма добавил и Глава Российской Академии художеств Зураб Церетели. После того, как его поблагодарили за спасение сотен московских художников от голода в лихие 90-е, он взял слово и призвал всех поддержать юбилей Академии, которой осенью исполнится 260 лет. А там уж, будем надеяться, места всем хватит.
Видео дня. Россиянин показал, как приводит в чувство пьяных ежей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео