Владимир Симонов: Мне очень везет с директорами театров!
7 июня народный артист России Владимир Симонов отмечает 60-летний юбилей. Утром актер вылетел со своим театром имени Евгения Вахтангова в Румынию, на Международный театральный фестиваль в Сибиу.Владимир Симонов выйдет на сцену в роли Минетти в одноименном спектакле художественного руководителя театра "Минетти". - Спектакль "Минетти" на вахтанговской сцене я поставил специально для Владимира Симонова. Не побоюсь этого слова, Владимир очень-очень хорош в этой роли, - рассказал "ВМ" художественный руководитель театра Вахтангова Римас Туминас. Владимир Симонов знаменит не только как мастер сцены, но и как выдающийся артист кино. В последние годы он был номинирован на национальные премии в области кинематографии, включая "Нику". "ВМ" общалась с Владимиром Симоновым на съемочной площадке фильма Павла Лунгина "Дама Пик". Симонов сыграл директора театра и одновременно ведущего актера этого театра. - Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с Павлом Лунгиным. Павел Семенович - частый зритель театра имени Вахтангова. - К сожалению, с Павлом Семеновичем я работал не так часто, как хотелось бы. Было счастливое время, когда Лунгин пригласил меня в свой фильм "Свадьба", и это время съемок было одним из самых счастливых в моей жизни. Замечу, что на площадке фильма "Дама Пик" вспоминали - как легко, увлеченно, беззаботно и безумно весело всем нам было на "Свадьбе". Не то, чтобы сейчас тяжело: и мы стареем, и время тяжелеет, и радости былой нет. Тогда сложились звезды так, что мы наслаждались творческим процессом и общением друг с другом. Бог дал, что Павел Семенович зовет меня в свои картины, пусть даже на небольшие роли. Не открою Америку, если скажу, что работать с Лунгиным стремится каждый артист. Почему? Как по мне, то все происходит здесь и сейчас - и все вживую, все создается на твоим глазах. Это творческий процесс, когда все может поменяться, но только в лучшую сторону. Мы - полноправные соавторы фильма, и с нашим мнением Лунгин считается. Все его фильмы такие душевные, наполненные энергией, одухотворенные и со смыслом. Он - сам автор сценария, и может на ходу менять свой сценарий, вносить коррективы. А вот ответить на ваш вопрос: "Где первый раз увидел меня Павел Лунгин?" не могу. Почему-то никогда не спрашивал Павла Семеновича о том, откуда он меня знает? - Вы играете директора театра Головина. Какой он человек? - Необходимо пояснить, в фильме Лунгина показан мир театра, с его страстями, самолюбием, коварством, подлостью, завистью, и мой герой - не последний человек в этом мире. У Головина возникли сложные взаимоотношения с главным персонажем фильма - знаменитой оперной дивой Софией Майер, которую играет прекрасная Ксения Раппопорт. Сюжетная линия взаимоотношений героя и героини Раппопорт пересекается с тем, как искусство сталкивается с реальностью, что все люди театра ищут друг у друга слабые стороны, а потом используют их, чтобы извлечь выгоду. - "Дама Пик" - современная интерпретация повести Пушкина "Пиковая дама". Помним как Пушкин любил театр, воспевал его, и пьесы для театра написал. Меняется ли мир театра с течением времени? - В чем-то театр - структура, где неизбежны перемены и перестройки, а в чем-то и константа. Нюансы преподносит наша жизнь, и они влияют на мир театра. Когда я говорю о борьбе самолюбий, об амбициях, - то все это вытекает из одной природы актеры - эгоистической. А нюансы в том, что жизнь утончается, способы управления и воздействия на людей становятся более изощренными, еще больше двойной морали, чем в прошлом, и то, что раньше было совсем запрещено, - сейчас разрешено. То, за что раньше бы убили, - сейчас почти в порядке вещей или, в крайнем случае, за это только пожурят. - Ваш герой влюблен в молодую женщину, не так ли? - По факту - так, а по сути и не так. Головин так сильно влюблен в самого себя, что пока не замечает вокруг другого человека, не чувствует, не считается. Если даже и влюблен, то свою влюбленность вкручивает в свои взаимоотношения с театром. Он все приделывает к театру, для него интересы театра - на первом месте. Думаю, что в принципе очень сложно быть художественным руководителем театра, а если худрук еще и ведущий актер, - это вообще как шапка Мономаха. - Александр Ширвиндту принадлежит мысль, что "актеру, даже самому великому, каким был худрук театра Вахтангова Михаил Ульянов, сложно быть руководителем театра, потому что природа этих профессий, видов деятельности, - разная." А вы как думаете? - Сложно все и всегда, даже если получается - все равно сложно, еще более сложно, чем когда не получается, потому что хочется лучше. Но когда актер еще и руководитель театра, это не совсем верно и гармонично. Идет нарушение некого космического закона. Все должно быть на своем месте. Все должно быть логично. Хотя и сейчас есть примеры, когда возможно совместить. Наверное, совмещение происходит из-за недостатка других кандидатур? Михаил Ульянов возглавлял театр имени Вахтангова исключительно потому, что больше некому было занять это место. Но после его ухода, по его просьбе, по его приглашению в наш театр пришел Римас Туминас. Насколько я знаю, Михаилу Александровичу пришлось долго убеждать Римаса Владимировича оставить свой Малый Вильнюсский театр и возглавить Вахтанговский. Римас Владимирович не играет на сцене как актер, а ставит спектакли и руководит художественным, творческим процессом. - За роль в спектакле Римаса Туминаса "Минетти" вы получили престижную премию "Хрустальная Турандот". Кстати, ваш герой - тоже бывший директор театра и бывший ведущий актер этого театра. Совпадение? - Причем одновременно я репетировал роль Минетти (спектакль назвал именем моего героя) и снимался в фильме Лунгина. Для меня два героя - Головин и Минетти: первый - на взлете карьеры, всемогущий , успешный, а второй - лишившийся всего, жалкий и нищий, дополняют друг друга. Я периодически их сравнивал, одного ставил на место другого, сталкивал, анализировал. - С кем сложнее работать с Лунгиным или с Туминасом? - Легко с обоими. Правда, легко. Римас Владимирович и Павел Семенович - друзья, и, как мне кажется, у них немало общего. Хотя театр - сложнее кинематографа психологически. Ты дольше делаешь роль, много над ней работаешь, и уже поэтому с ролью в театре складываются более близкие взаимоотношения. "Минетти" - моя четвертая работа с Туминасом, и я просто слушаю режиссера, внимаю каждому его слову, и иду за ним безоглядно. - Назовите, пожалуйста, самых великих артистов, с которыми вы играли на сцене? - Очень сложно назвать самого-самого. Евгений Евстигнеев - отдельная планета, Иннокентий Смоктуновский - другая отдельная планета (я играл с ними в Московском Художественном театре), Николай Гриценко - третья, Михаил Ульянов - целая вселенная. - Кто из артистов оказал на вас самое больше влияние? - Юрий Яковлев, Михаил Ульянов и, конечно, их роли. Забыть , как Михаил Ульянов играл Чарноту в булгаковском "Беге" - невозможно. Такие роли - образец мастерства. Я помню как Олег Борисов играл в спектакле "Кроткая", и его игра - за гранью моего понимания. Но необходимо учитывать, что театр - не состоит из одного актера, что каждый вносит свою лепту и в спектакль, и в театр. Бывает, что эпизод решает великие дела, хотя зритель как бы даже и не видит этого. "Вечерняя Москва" поздравляет Владимира Симонова с юбилеем и желает творческих успехов, здоровья и счастья! ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Мэр Москвы поздравил народного артиста России Владимира Симонова с юбилеем Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил Владимира Симонова с 60-летием. - Вы принадлежите к созвездию замечательных актеров, чье творчество является гордостью отечественного искусства. В театре и кино Вами создана богатая галерея образов, которые полюбились миллионам зрителей. Популярные фильмы с Вашим участием по праву вошли в золотой фонд нашего кино. Ваше мастерство перевоплощения, широкий актерский диапазон помогают Вам быть достойным продолжателем славных традиций вахтанговской школы, - говорится в телеграмме Сергея Собянина. (далее..)