В галерее "Виктория" откроется выставка современного латвийского искусства

Современное латвийское искусство мало известно в России, и выставка "Встреча с самим собой" призвана компенсировать этот пробел: она знакомит зрителя с арт-сценой Латвии и расширяет представление об актуальных процессах в мировом искусстве. Название выставки — свернутая цитата Карла Густава Юнга: "встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным". Обращаясь к коллективному бессознательному и увлекая на территорию мифа, работы, вошедшие в экспозицию, стремятся подвести зрителя к непростой встрече с самим собой и помочь ему пережить это событие. Большая часть представленных на выставке художников работает на стыке традиционной живописи и mixed media — эксперименты с анимацией, с фотографией, с архитектурными инсталляциями. Микелис Фишерс занимается живописью и резьбой по дереву. Художник апеллирует к эзотерике, оккультизму, научной фантастике и теориям заговора, то есть к попыткам расшифровать реальность, подобрать к ней соответствующий код. Интерес к мифологическому языку описания и создания реальности разделяет и Атис Якобсонс, который в своем творчестве обращается к идеальным геометрическим формам, объясняя их как визуализацию совершенного гармонического внутреннего состояния. Элементы "сакральной геометрии" совмещаются с образами из снов и нереальными пространствами — неизменными атрибутами внутренней жизни субъекта: "входишь внутрь себя, а там такая же огромная темная материя". Художник, сонолог и композитор Вольдемар Йохансон, работая на грани науки и искусства, специализируется на инсталляциях и экспериментах с водой, воздухом, светом, тьмой, звуковыми модуляциями. Кристапс Эпнерс обращается к проблематике наблюдения и медитации: рефлексируя над жанром пейзажа, художник доказывает его вневременной характер и способность быть инструментом для эмоционального сверхвременного медитативного повествования. Скульптор по образованию, Лиена Мацкус в последние годы все больше работает в жанре инсталляции и анимационного видео: создает небольшие скульптурные объекты из пластилина и оживляет их в анимационных роликах-наблюдениях о "маленьком" человеке. В искусстве ее интересует изображение абстрактных форм, воздействие, которое ландшафты оказывают на формирование индивидуального восприятия мира. Андрис Эглитис пытается понять место человека в современном мире путем создания собственной иллюзорной реальности из инсталляций и объектов, которые отсылают к образам современных городов, интерьеров и природы. Повседневность стала предметом анализа в работе фотографа и живописца Романа Коровина: его инсталляция из небольших живописных полотен образует пространство нового смысла, состоящее из остроумных и шутливых обращений к будничным сюжетам. Скорость современной жизни, невозможность фиксации отдельных моментов становится одновременно и темой и методом работы художницы Дайги Крузе, которая в своей живописной технике пытается отразить опыт существования в постоянном движении. Ускорение жизненного темпа не отменяет медитативной установки и интерес к прошлому, и это проявляется в работах Дианы Тамане. Художница делает предметом рефлексии сферу личных переживаний, исследует феномен памяти и фиксации событий прошлого — не на ментальном, но на интимно-телесном уровне. Выставка демонстрирует способность латвийских художников работать не только с актуальными локальными проблематиками постсоветского пространства, но и с более общими контекстами: от new age и science art — до повседневности, цикличности, нового архива. Каждый художник на языке "чистого искусства" предлагает свой взгляд на ту самую неудобную и сложную "встречу с самим собой", а именно – с новой реальностью.