Войти в почту

В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов

В Мастерской Петра Фоменко премьера - "Души" по мотивам произведений Гоголя. Режиссер Федор Малышев поставил спектакль-карнавал, спектакль-фантасмагорию с Евгением Цыгановым, Полиной Агуреевой, Дмитрием Захаровым. Режиссер сыграл философа-кучера Селифана, который цитирует Пушкина, Лермонтова, Чехова.Начинает, конечно, с Пушкина, но не потому, что тот "солнце русской поэзии", а потому, что Пушкин отдал Гоголю сюжет "Мертвых душ". Разумеется, даром. Гоголь написал в письме к Пушкину: "Я хотел бы показать всю Русь хотя бы с одного бока". И показал. Россия с одного бока - этакая торговка, которая все продает, торгуясь за каждую копейку, вплоть до людей. Крепостная. "Страна рабов - страна господ". Гоголь рисует галерею господ губернского города, а народ, что называется, "за кадром". Он - "мертвый народ" - предмет купли-продажи Чичикова и господ-помещиков провинции. В спектакле с помощью гротеска показано, что все господа не заслуживают положения элиты. Господа привыкли к тому, что им все подают, но поскольку народ в спектакле - призрачный, то тарелки с помощью технологий - сами "подкатывают" (как бричка Чичикова) к господскому рту. Аппетиты у всех помещиков (за исключением Плюшкина) - хорошие. Крестьяне мрут с голода, причем так массово, что их даже не успевают заносить в реестр. А губернатор дает бал регулярно. И этот провинциальный бал в спектакле похож на бал сатаны. Панночка (Мария Андреева) из "Вия" прилетает на бал (с реальным полетом над Новой сценой Мастерской Петра Фоменко), чтобы подкрепиться перед трудной дорогой. Панночка - и ведьма, и лошадка, и возлюбленная кучера Селифана (кучер был любитель женского пола) и Судьба-Судьбинушка. Она - красавица панночка - ударяется о стены, не рассчитав траекторию пути. Все персонажи спектакля "Души" рассчитывают свою выгоду: кто экономит, кто ворует, кто коммерцией занимается. Между прочим, Павел Иванович Чичиков - первый российский коммерсант. Не купец, а коммерсант. Он первый употребляет слово "коммерция", первый выдвигает философию, точнее, программу коммерсанта, и первый потерпевший из-за своего бизнеса. Кто не знает разницу между приличной торговлей и коммерцией - перечитайте "Мертвые души", или посмотрите спектакль "Души". Разница в том, что коммерсанты продают, что называется, "воздух" - те же "мертвые души", а купцы - все-таки реальный товар, который или закупают в заморских странах, или сами изготовляют (с помощью наемных работников). По мнению Гоголя, коммерсанты - некая новая сила в дьявольском обличии. Она - неуловима, неопределенна, безлична и бесформенна. Принимает любой лик и объем, как нечистая сила. 21 век. Другой мир. Другие дороги. Вместо бричек - поезда. С другой извечной бедой - дураками (опять по Пушкину) - сложнее. Хотя ни одного откровенно глупого героя в "Мертвых душах" нет. Свой ум имеет даже ограниченная Коробочка. Женский и коммерческий. А какой умник кучер Селифан! Дураки - только те, кто позволил себя убить - на войне, или в тылу, - те самые жертвы господской богатой России. Вот они - настоящие абсолютные и, увы, вечные дураки. За их счет пируют, развратничают и развязывают конфликты - жадные, безнравственные чиновники и собственники. Спектакль "Души" - жесткий, даже с элементами рока, с плясками на столе Ноздрева и губернатора, но при этом феерично веселый, остроумный, талантливый. Такая уж Русь непостижимая, где красота соседствует с уродством, а милосердие с грабежом среди белого дня, и эта загадка, которую никто разгадать не может, - передана в спектакле бесподобно. Отдельно хочется сказать о гениальном перевоплощении Евгения Цыганова в Собакевича. Моментами этот грубый, жестокий, неотесанный и неприятный человек-собака в исполнении Евгения напоминает Карлсона из знаменитого спектакля театра Сатиры, со Спартаком Мишулиным в главной роли. Этот сказочный элемент сглаживает весь кошмар, мрак мира, где цена человеческой жизни, в лучшем - коммерческом случае, копейка, а жизнь - индейка...Кто забыл, эту фразу произносит капитан в "Герое нашего времени". Но Селифан выбирает не прозу современника Гоголя, - а его последнее стихотворение "Выхожу один я на дорогу". Гоголь был один. Лермонтов был один. Пушкин был один. Чаадаев - один... А их - тьма, общество. Полина Агуреева создала образ Общества - страшный, смешной, зловещий и до боли знакомый образ.

В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов
© Вечерняя Москва