В Пермской галерее путешествуют по лесу

8 июня в Пермской государственной художественной галерее открылась выставка "Всем лесам лес". Посетители смогли увидеть работы знаменитых русских живописцев, инсталляции современных художников, экспонаты Пермского университета и Ильинского краеведческого музея. Выставка объединяет тему науки, экологии и художественного творчества. Кураторами выставки стали Ирина Андренко и Наталия Новопашина. Дизайнер и организатор пространства - Дмитрий Меркушев. Посвящена она 185-летию со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина и связана с годом экологии в России. В экспозицию были включены работы Шишкина из архива галереи, которые были показаны впервые за 95 лет ее существования. Придя в этот день на выставку, я не могу узнать привычную галерею. Люди смотрят на стену, абстрактно расписанную черными линиями. Это похоже на высокий дремучий лес из старых скрюченных ветвей деревьев, созданный художником Ильей Гришаевым. В середине зала на постоянной помощнице всех композиций - батарее, выросла новая инсталляция - железные копья, которые оканчиваются листьями, колокольчиками, бабочками. Позади металлического леса художника Николая Хромова мелькают лисы, медведи и другие обитатели леса, пойманные в кадрах фильма Ирины Журавлевой. - Выставка оказалась объединяющей поколения. Вы пройдете удивительное, в чем-то романтическое, в чем-то научное путешествие. Путешествие во времени, - открывает выставку куратор Наталия Новопашина. Я прохожу мимо металлических деревьев среди нарисованных дебрей и останавливаюсь на первой станции моего путешествия, которую я назвала «Дом». Здесь деревянная конструкция, выстроена в форме небольшого жилища. Люди входят в «дом» и рассматривают иллюстрации и фотографии из собрания Ильинского районного краеведческого музея. Со всех сторон с полотен Шишкина людей окружает лес, и кажется, что ты действительно где-то на прогулке. «Лес - это метафора души планеты», - звучат слова куратора у меня в голове. Лес - это метафора общего дома, переиначила я. Следующая моя остановка - «Пермский период». Здесь древний лес представлен отпечатками на каменных плитах, найденных на территории Пермского края. Даже в зеркале, где ты надеешься увидеть одного себя, вместе с человеком отражается мох - маленький экспонат выставки. Уходя все дальше «в лес», я начинаю слышать пение птиц, доносящееся откуда-то из хорошо спрятанных динамиков. Здесь посетители видят другую коллекцию природы - гербарий, который растянулся на всю длину стола. Люди медленно проходят вдоль сухих растений, стараясь прочитать латинские названия. Маленькая скульптурка бурого медведя - хранителя леса наблюдает за молодой парой, застывшей у набросков Ивана Ивановича Шишкина. - Шишкинский реализм - это же просто ужас! - слышу позади себя необычный комплимент художнику, по-видимому, от такого же художника. Соседи полотен Шишкина - небольшие зарисовки животных, похожие на иллюстрации в тонких детских книжках. Развернувшись, я вижу дерево с огромной мозолью. «Ствол ели с капом» - гласит подпись экспоната, которому уже более ста лет. Если этот зал посвящен тому, как люди учились осваивать природу, то следующий - прикладному творчеству. Слева со стены на зрителей глядят знакомые пермские деревянные ангелочки, а в центре - реалистичные скульптуры, вырезанные из цельных брусков дерева высотой более метра. Кусочек экологической темы - фотографии пожаров, и экспонат - пара угольков - знак того, что человек заканчивает свое опасливое знакомство с природой и переходит к ее глобальному потреблению. Человек, смотрящий на природу замыленными глазами, больше не замечает ее красоты. Маленький фильм, спрятанный в щели между фанерами, похож на сощуренный глаз человека, который ищет в природе выгоду. Вот, откуда-то издалека, я прибываю на свою станцию «Современность». Вместо реализма Шишкина здесь висит модернистская вариация опушки. Дом уже не находится внутри леса, лес здесь - это три деревца посреди вырастающей аллеи высоток. И птицы тут не поют. - Когда человек придет в музей, увидит природу на полотнах Шишкина, Коровина и других великих художников и наших современных, когда он восхитится ее красотой, тогда он поймет, что ее нужно сохранить. И это более действенно, чем просто экологические призывы, - произнесла куратор выставки Наталия Новопашина, и теперь я почувствовала это на себе. На стене - слова современного писателя Харуки Мураками, совсем не патетичные, простые: «Короче, когда ты в лесу, ты становишься частью леса. Весь, без остатка». «Лес - это метафора души планеты». Лес действительно был рядом с человеком на протяжении всего его существования. Он - метафора природы и самого человека. Но что, если сделать домом не природу, а что то иное, искусственное? Возможно, название выставки - это не показатель величины наших лесов и не пустое хвастовство. Возможно, «Всем лесам лес» - желание сохранить лес в лесу, своеобразный крик о помощи.