Дмитрий Астрахан: "Между интенсивными репетициями в Челябинске я обязательно сплю"
Что делать, если жизнь не удалась? Что делать, если от будущего визита жениха — наследника испанского гранда — зависит счастье дочери? Выход один — превратиться в богатую леди на день. Уличная торговка Анни с помощью своих многочисленных друзей знакомых не может не справиться с этой задачей. В невероятный круговорот событий оказываются вовлечены хозяйка борделя и юный аферист, судья и сам мэр Нью-Йорка. Они разыгрывают перед женихом и его отцом целый спектакль… Таков сюжет легендарного спектакля "Леди на день", премьерные показы которого 14 и 15 июня состоятся в челябинском театре драмы имени Наума Орлова. Его поставит известный российский режиссер Дмитрий Астрахан. Он специально приехал в южноуральскую столицу и дни напролет проводит с челябинскими артистами, разбирает роли, смеется, плачет, кричит и шепчет вместе с ними, шаг за шагом вживаясь в каждую реплику. "Хорошие новости" напросились к мэтру на интервью и на несколько минут оторвали его от работы. Уж больно было интересно — как это: столичный режиссер, репетиционный зал челябинской "драмы", легендарная постановка… Дмитрий Хананович, ваша работа над спектаклем "Леди на день" в Челябинске началась около года назад. Мы знаем, что вы уже дважды приезжали сюда, разбирали спектакль с труппой драмтеатра, набирали актеров. Третий, завершающий этап сейчас в самом разгаре. Сколько вы уже в Челябинске и как проходят дни? Какой режим? — Да, мы запустили спектакль довольно давно — скоро уже почти год. Да, я дважды прилетал сюда, мы проводили первые репетиции. Потребовалось время, чтобы сшить костюмы, сделать декорации. Сейчас я нахожусь в Челябинске уже две недели, и каждый день мы репетируем. Я просыпаюсь и к 11 часам еду в театр. Мы репетируем, потом расходимся, я иду в гостиницу и ложусь спать. Стараюсь обязательно спать днем, потому что вечером меня ждет еще одна большая репетиция, и на нее нужны силы. Вообще знаете, я раньше бывал в Челябинске, но почему-то всегда доводилось приезжать зимой. И у меня создавалось ощущение тяжести, нерадостно мне было. А сейчас тепло и так приятно здесь находиться, совершенно по-другому смотрю на город. Фильм "Леди на день" с Мариной Нееловой вы сняли в 2002 году. Правда, что с тех пор вы поставили и спектакль "Леди на день" во множестве театров по всей стране? — Да, и не только по всей стране. Полтора года назад я поставил его в Минске. Он там идет на полных аншлагах, и люди ходят на него по многу раз. Эта пьеса, блестяще написанная Олегом Даниловым, идет везде с большим успехом, и я очень люблю этот материал. Он какой-то очень жизнеутверждающий. Он о нас с вами, о вечных вещах. В Калининграде, кстати, он шел 12 или 14 лет, что-то такое. В материале есть интересные роли, которые помогают артистам проявиться, сыграть хорошо. Вроде бы простая история, но, чем-то она мне по настроению напоминает такие фильмы, как "В джазе только девушки" или "Римские каникулы". Вроде бы легкий такой жанр, но ты его можешь смотреть бесконечно, потому что есть у этого материала какая-то аура. Мне кажется, что в спектакле я когда-то смог эту ауру поймать. Вы как-то обмолвились прессе, что спектакль этот при его объединяющей ауре, везде получается разным… — Ну, потому что разные артисты. В спектакле такие роли, которые можно постоянно обогащать нюансами и подробностями. И для артистов тут большое поле. Наши, челябинские артисты, как справляются? — Очень хорошо, тьфу-тьфу-тьфу. Очень хороший актерский состав. В первый приезд мой в Челябинск у нас были пробы, первые репетиции, когда я пробовал, проверял, выбирал. Сейчас, конечно, я труппу уже знаю лучше. И если в дальнейшем у нас возникнет общее желание сделать что-то еще, то я уже прекрасно буду знать, кто на что способен, для кого что близко, в чем тот или иной артист будет более интересен. Вообще хочу сказать, что репетиционная атмосфера у нас очень хорошая — в театре в целом очень приятно работать. Все как-то профессионально и по делу. Дмитрий Хананович, а можете сказать, что самое сложное в работе над постановкой "Леди на день"? — Процесс еще идет, но вы же понимаете, что мы тут не Эверест штурмуем? Мы делаем общий спектакль. Они молодцы (артисты — прим.ред.), они без меня выучили текст, разобрали его частично. И профессиональные артисты играют профессионально. А самое сложное для всех нас, наверное, поймать этот жанр, эту легкость. Да, поймать легкость материала — самое трудное. При легкой форме сохранить серьезный смысл. Все должно быть серьезно и в то же время легко. Это, кстати, всегда большой показатель большого искусства: когда все кажется легким, естественным, словно так и должно быть. Моцарта вот слушаешь, у него все так легко и при этом глубоко, масштабно. Чуть раньше вы сказали, что спектакль "Леди на день" идет с полными аншлагами, а люди ходят по несколько раз. Чем, как вы думаете, обусловлен успех? Актуальностью темы? — Тема да, она на самом деле очень проста. Каждый человек в какой-то момент своей жизни может быть очень успешным. А может — наоборот. И когда ты находишься наверху, и в жизни твоей все хорошо, ты должен не забывать, что завтра ты можешь оказаться в другой ситуации. Люди забывают. А нужно стараться совершать благородные поступки всегда. Всегда помогать. Этот порыв, он очень важен. Как говорится, все, что может случиться с кем-то, может случиться и с тобой. Вы будете на премьере? И если "да", то где вы будете: за кулисами, в зале, в гримерке? — Да, буду. Спектакль будет идти два дня — 14 и 15 июня, и я буду на обеих премьерах. Точно буду не в зале, я очень тяжело смотрю свои спектакли. Я всегда волнуюсь, всегда переживаю. Вообще полностью я смотрю спектакль пятый-шестой. Думаю, осенью, когда начнется полноценный сезон, я приеду и только тогда посмотрю. Стоит ли брать детей на спектакль "Леди на день"? Или это все-таки социальная мораль, понятная только взрослым? — Детей стоит брать да, но чуть постарше — лет 10-ти – 12-ти. Мои 12-летние дети все смотрели "леди на день" по многу раз. Вообще идти стоит на этот спектакль всем, потому что он равнодушными не оставит никого — здесь можно посмеяться от всей души, здесь есть над чем подумать и что потом обсудить. А дети да, дети смотрят этот спектакль с восторгом. Наверное, потому что здесь много действия, спектакль живой, в нем есть смех и мелодрама, лирика, очень трогательные вещи и даже можно заплакать. Вообще, знаете, я думаю, что наш спектакль, он уходит в традиции советского театра — в самом хорошем смысле. Актеры играют подробно, мы понимаем, что происходит с людьми, и можем им сопереживать, а не разгадывать ребусы "что хотел сказать режиссер". К сожалению, сейчас режиссура все чаще видна, а такого быть не должно. В тех же "Римских каникулах" — где там режиссер? Его там словно и не было, актеры словно сама естественность. Все происходит легко. Дмитрий Хананович, в заключение беседы наш традиционный вопрос — какая у вас самая свежая хорошая новость? — Ой, я так скажу: моя самая хорошая новость в отсутствии каких-то новостей. Мы работаем, репетируем, ни на что не отвлекаемся. Это замечательный рабочий процесс.