Выставка фарфора в честь "эстонского Третьякова"

ТАЛЛИНН, 10 июня — Sputnik, Ирина Тихомирова. Эта выставка — поклон и дань уважения известному эстонскому антиквару Йоханнесу Миккелю. Коллекция предметов искусств, подаренная им Художественному музею Эстонии, составляет теперь его постоянную экспозицию. Чудеса немецкого Мейсена Само существование Музея Миккеля началось с того, что антиквар Йоханнес Миккель подарил Художественному музею Эстонии основную часть своей коллекции. В честь 20-летия со дня открытия Музея Миккеля организована редкая по красоте выставка фарфора. "Мы экспонируем предметы и серии, которые каким-то образом связаны с Йоханнесом Миккелем и его коллекцией", — рассказала Sputnik Эстония директор музея Александра Мурре. На выставке представлена объемная коллекция фарфора: в юмористическом ключе, на политические темы, аллегорические фигуры, посуда. Фрагмент экспозиции выставки "Мейсен. Мир из фарфора" "Искусство обладает волшебным свойством перебираться туда, где его любят" — это известная фраза Йоханнеса Миккеля. Из собрания Музея фарфора фонда "Meissen Porzellan-Stiftung" были выбраны те предметы, которые Йоханнес Миккель наверняка хотел бы иметь и в своем собрании, но по ряду обстоятельств был лишен этой возможности. На выставке можно полюбоваться в полном или близком к тому объеме и теми сериями, которые в оригинальном собрании Миккеля представлены одним или двумя предметами. И уму, и сердцу Подготовка выставки началась осенью 2016 года, когда музей отправил заявку в немецкий Мейсен. Идея создания экспозиции принадлежит Александре Мурре: "Мы обсуждали, что можно сделать на юбилей музея: каталог собрания уже сделан, путеводитель по музею — тоже. Но хотелось чего-то зрелищного, что было бы связано с Йоханнесом Миккелем, и то, что бы ему понравилось. И мы подумали, что нужна выставка, которая будет предназначена скорее публике, нежели искусствоведам". Получилась экспозиция, у которой много уровней прочтения — и уму и сердцу. Сердцу — обязательно, считает Александра, потому что невозможно привлечь людей в музей, показывая им слишком сложный материал. В этом заслуга и дизайнера выставки — художника Мари Курисмаа. Она — чуткий, профессиональный, требовательный, понимающий дизайнер помещений исторических зданий. При организации интерьера выставочному отделу досталось, потому что она полумер не признает. Александра Мурре, директор Кадриоргского художественного музея и музея Миккеля, куратор выставки Грета Коппель — куратор Музея Миккеля, занимается его историей. Ею на втором этаже музея в поддержку темы организована комната — инсталляция "Дом коллекционера". Это как бы образ пространства человека, который, подобно Миккелю, занимается антиквариатом. Как рассказала Мурре, для сотрудников был важен факт юбилея Музея Миккеля, праздничная декоративная и зрелищная выставка, способная заинтересовать обычного любителя искусства. Советский дворянин По рассказам его современников, Йоханнес Миккель был коллекционером советской эпохи со всеми вытекающими последствиями. Теперь об этом говорят с иронией, но тогда коллекционирование антиквариата считалось почти криминалом. Как Миккелю удавалось покупать редкости и быть на свободе, останется загадкой. В Таллинне Йоханнес Миккель был фигурой заметной, и людям его круга была известна эта коллекция. Фрагмент экспозиции выставки "Мейсен. Мир из фарфора" Известный эстонский искусствовед Юри Куускемаа, присутствовавший на открытии выставки, вспоминал: "Ты идешь по серому советскому Таллинну. Серый хрущевский дом, поднимаешься по грязной лестнице. Входишь и оказываешься в обстановке сто- или двухсотлетней давности, в доме или усадьбе вальяжного дворянина". У него не было ничего, что напоминало бы советский быт, только, может быть, газ и кран. Он использовал только старинную посуду, из которой ел и пил. Были предметы 18-го и 19-го веков. Самой новой была мебель 30-х годов двадцатого века, остальная — антик. Сам себе реставратор По словам Мурре, Миккель сам проводил необходимую простейшую реставрацию: если нужно было позолотить старинную раму, он брал фольгу от упаковки кофе и обклеивал реечки, что можно заметить и сегодня, если внимательно рассматривать картины. Если живописный слой на полотне начинал осыпаться, он брал обычный паркетный лак и сам проводил реставрацию. Ведь тогда и специалистов было мало, и афишировать коллекцию было опасно. Поэтому, как рассказала директор музея, часть картин, которые хранятся в Музее Миккеля, открылись всей своей красотой только после профессиональной реставрации. Фрагмент экспозиции выставки "Мейсен. Мир из фарфора" "Мы до сих пор работаем над определением авторства многих произведений. Не все художники каталогизированы, особенно это касается итальянских мастеров", — рассказала Мурре. Выставка "Мейсен. Мир из фарфора" — была организована силами музея при поддержке фонда Eesti Kultuurkapital. Выставка открыта для посещения до 8 октября 2017 года. Справка: Йоханнес Миккель подарил Художественному музею Эстонии главную часть своей коллекции в 1995 году. Музей Миккеля открыл свои двери 25 июня 1997 года. В настоящее время Эстонский художественный музей состоит из четырех филиалов: Художественный музей Эстонии (в Кадриоргском дворце) и Музей Миккеля (расположен в здании бывшей кухни Кадриоргского дворца), Музей Адамсона-Эрика, художественный музей KUMU (главное здание Эстонского художественного музея) и, наконец, Музей-концертный зал Нигулисте.

Выставка фарфора в честь "эстонского Третьякова"
© Sputnik Эстония