Планы на выходные: что смотреть в «Гараже»

Начало летнего сезона Музей современного искусства «Гараж» отметил ярко, запустив сразу несколько крупных выставок: «Облако ложного прочтения» Рэймонда Петтибона, «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал», «Худпром Конго: живопись для народа», «Холи и Сапгир. На правах рукописи». Каждая из них – особенная, каждой нужно обязательно уделить внимание. РЭЙМОНД ПЕТТИБОН. «ОБЛАКО ЛОЖНОГО ПРОЧТЕНИЯ», до 13 августа Выставка Рэймонда Петтибона проходит в Москве впервые. Она была подготовлена под чутким руководством кураторов Массимилиано Джони и Гэри Каррион-Мураяри из Нового музея в Нью-Йорке и куратора «Гаража» Екатерины Иноземцевой. Они собрали в экспозиции 375 работ, включая фанзины и газетные и журнальные вырезки из личного архива американского художника. «Рэймонд Петтибон — один из самых умных и тонких художников современности. Все его работы — это странное коллажирование текстов из различных источников. Он крайне начитан. Круг его чтения и материалов, которые он использует, очень широк: это и Кафка, и Пруст, и Джойс. Его графика — радикальный эксперимент, связанный с самыми болевыми точками американской и других культур. Петтибон скептически относится к любым системам, от которых попахивает догматикой, и последовательно нажимает на табуированные темы, которых обыденное сознание пытается избегать. Например, целый раздел в его творчестве посвящен истории Чарльза Мэнсона», — рассказала куратор Екатерина Иноземцева. Создавая совершенно особенный визуальный контекст, Петтибон оставляет право угадывать и дешифровать бесконечные смыслы, заложенные в его произведениях, самому зрителю. «Когда он начинал, он делал зины, это была такая социальная графика. Это прямые, очень едкие подписи. А дальше его практика заметно трансформировалась и распространилась на более широкое культурное поле, куда он включает сюжеты классической литературы», — объяснила куратор. Специально для пространства «Гаража» Рэймонд Петтибон за три дня нарисовал большой мурал с текстами авторства английского поэта XVIII века Александра Поупа. Его можно увидеть в самом начале выставки на втором этаже. Перед тем, как отправиться исследовать творчество американского художника, возьмите у сотрудников специальный гид, в котором есть перевод всех текстов в работах. «ДЭВИД АДЖАЙЕ: ФОРМА, МАССА, МАТЕРИАЛ», до 30 июля Дэвид Аджайе — один из самых известных и востребованных архитекторов современности. Среди его реализованных проектов— в том числе Московская школа управления «Сколково». Специально для выставки бюро сделало новый, увеличенный ее макет. «Что характерно абсолютно для всех общественных построек Аджайе — вот эта прозрачность, визуальная доступность здания. Находясь и внутри, и снаружи, ты понимаешь, где ты находишься, это всегда светлые пространства, всегда приглашающие, у них как правило много входов и выходов, можно войти с разных точек, здание никогда не бывает монолитным», — рассказала Екатерина Иноземцева. Экспозиция в «Гараже» поделена на четыре секции: «Жилые пространства», «Демократия знания», «Азиаполис» и «Африканское исследование». «Он вел исследование в Африке в течение 10 лет до 2011 года и объездил весь континент. Он приезжал в город, брал такси и просил таксиста показать свой родной город. Поэтому у него получилось настоящее полевое исследование, которое очень сильно повлияло на его архитектурную практику и на те центры, которые он построил впоследствии», — рассказала Екатерина Иноземцева. Среди общественных зданий первым в глаза бросается центр Стивена Лоуренса в Лондоне, построенный в память о 18-летнем студенте архитектуры, которого убили в 1993 году расисты. «Для Аджайе это стало ключевым событием, не просто потому, что это была жуткая несправедливость, а потому что убили мечту. Аджайе чувствует некую синхронизацию жизненных путей, просто ему повезло гораздо больше». «ХУДПРОМ КОНГО: ЖИВОПИСЬ ДЛЯ НАРОДА», до 13 августа В экспозицию, рассказывающую о тяжелом историческом прошлом Конго, вошли работы из коллекции Королевского музея Центральной Африки: киноплакаты, книги, фотографии колониального периода и многое другое. «Конго был колонией Бельгии, и с этим связано множество драматических моментов в истории страны. Колонизаторская история, история освобождения и пост-колониальная жизнь — это вкратце то, о чем вся эта выставка», — рассказала куратор Екатерина Иноземцева. Феномен народной живописи возник в Конго как раз после обретения независимости в 1960 году, а уже в 2000-х получил международное признание. Перед входом на выставку можно увидеть огромные муралы, нарисованные двумя конголезскими художниками. Они похожи на те вывески, которые можно встретить на улицах Конго. А в SoundCloud можно послушать специальный плейлист, созданный «Гаражом» к выставке. «ХОЛИН И САПГИР. НА ПРАВАХ РУКОПИСИ», до 13 августа На эту выставку обратил внимание Рэймонд Петтибон, пока был в Москве. «Кажется, графика концептуалистов с абсолютно абсурдной, но дико заряженной энергией очень хорошо и естественным образом ложится на сознание Петтибона», — предположила куратор Екатерина Иноземцева. Выставка связана с тем, что в архив «Гаража» недавно поступило огромное количество материалов, рисунков и иллюстраций к поэзии Холина и Сапгира, в том числе из архива Пивоварова. «Холин и Сапгир — все-таки ключевые персонажи российского нон-конформизма», — продолжила Екатерина. Не забудьте: по пятницам с 17 до 19 музей современного искусства можно посетить абсолютно бесплатно. Это стало возможно благодаря поддержке Uniqlo.