Войти в почту

Мировая премьера оперы «Родина электричества» Глеба Седельникова по Платонову состоялась в Воронеже

Платоновский фестиваль искусств принес много сюрпризов.Седьмой Международный Платоновский фестиваль искусств проходит в столице Черноземья с 2 по 13 июня. Театральные коллективы Москвы, в частности, Академический театр имени Вахтангова, показали свои спектакли. Фестиваль открылся мировой премьерой – оперой «Родина электричества». Первую в мире оперу, написанную по произведениям Андрея Платонова, поставил художественный руководитель Платоновского фестиваля режиссер Михаил Бычков. Автор музыки – композитор Глеб Седельников. К сожалению, композитор не дожил до премьеры своей оперы (годы жизни: 1944 – 2012), но его вдова Ольга Седельникова сказала «ВМ», что «композитор был бы счастлив». Глеб Седельников лишился зрения в возрасте девяти лет, и партитуры за ним записывала его жена. Зная о слепоте композитора, иначе воспринимается его музыка, рассказывающая о строительстве в деревне Рогачевка Воронежской области электростанции. Андрей Платонов по профессии был инженером и участвовал в строительстве трех электростанций. Правда, ни одна из них не сохранилась. Зато остался в Рогачевке пруд, который создал мелиоратор Андрей Платонов. Опера о главной мировой революции 20 века – появлении электричества - слышится и видится иначе, потому что более остро, явно осознаешь, какое это счастье - свет. В селах была тьма, а с помощью главной героини оперы «лампочки Ильича» ушло в небытие «царство тьмы». Благодаря электричеству день увеличился – люди могли по вечерам читать, писать, работать. А вот какой ценой строили электростанции в первые годы советской власти, - об этом и «Родина электричества». На сцене Воронежского государственного театра оперы и балета - нищие бабушки, голодные дети, измученные рабочие. Электростанции в Воронеже стали строить после голода 1921 года, который унес много жизней, особенно детей. Платонов бросил литературу и журналистику, чтобы непосредственно строить другой мир. Слова из детской песенки "Божья коровка, полети на небо, принеси нам хлеба, черного и белого" лейтмотивом звучат в опере. Дети обращаются к насекомому, чтобы попросить высшие силы о благодати. Но после Октябрьской революции человек стал хозяином своей судьбы и все делал своими руками. Трудности самостоятельного советского пути в первые годы показаны в спектакле. Это не воспевание заблуждений человека, а боль за те жертвы, лишения, которые пережили простые люди, создавая «светлое будущее». Опера «Родина электричества» грандиозна, зрелищна по своему оформлению. Выдающийся российский художник-постановщик Николай Симонов создал пространство в стиле советского авангарда, в котором есть и красота революции, и ее уродство, и любовь, и ненависть, и свет, и тьма, и истина, и заблуждение. Тот факт, что опера звучит на родине Андрея Платонова, да еще и рядом с тем самым строительством в Рогачевке, придает еще большую силу постановке. Спектакль театра имени Ленсовета «Странники» (по рассказам Андрея Платонова) – трогательный, светлый, нежный, и он – о том, как революция, война, голод не убили в людях желание любить и быть любимыми. Напротив, люди, прошедшие через столько бед, стали больше ценить доброту и проявлять сострадание. История «Жена машиниста» - о том, как машинист усыновил мальчика, привел его в дом и сказал жене: «Ты паровоз любишь, и меня в придачу, а теперь и сына надо любить». И женщина полюбила мальчишку. Юшка - так зовут немолодого, больного кузнеца. Одинокий мужчина посылает сироте деньги, чтобы она выучилась на доктора. Не успевает дождаться счастливого дня, когда его подопечная станет врачом – умирает от туберкулеза. Девушка приходит на могилу Юшки, остается жить в этой деревне и лечит людей. Спектакль «Странники» поставила московский режиссер Вера Камышникова в легендарном питерском театре имени Ленсовета под руководством Юрия Бутусова. На Платоновском фестивале Академический театр имени Вахтангова показал свою премьеру – «Царь Эдип» в постановке художественного руководителя театра Римаса Туминаса. Несмотря на огромную дистанцию во времени, спектакль «Царь Эдип» перекликается с оперой «Родина электричества». Царь Эдип, узнав о том, что убил родного отца и стал мужем родной матери, ослепил себя булавкой и ушел странствовать… Таким образом царь наказал себя за невольные преступления, связанные с гордыней, властью, желанием повелевать. «Родина электричества» - о несчастных людях, которые видели в своей жизни мало хорошего, но очень верили в то, что все изменится, и мир будет справедливым и зрячим.