Старый Свет принял новое искусство

Завершился очередной«Арт-Базель» На границе трех государств, Франции, Германии и Швейцарии, прошла крупнейшая по масштабу и влиятельности ярмарка современного искусства — «Арт-Базель». В этом году в ней приняли участие под 300 галереи со всего мира. О том, чем привлекает это событие галеристов, коллекционеров, арт-дилеров, директоров музеев, дизайнеров и праздных зевак — в материале «Коммерсантъ Стиль». Основанная в 1970 году «Арт-Базель» ежегодно принимает более 100 тысяч посетителей. В первые дни арт-ярмарки традиционно закрыты для широкой публики — это так называемые VIP-preview: именитые, знаменитые и не очень коллекционеры покупают самые ценные, во всех смыслах этого слова, лоты. Подсчитать суммарный оборот сделок довольно сложно — и коллекционеры, и галереи одинаково неохотно раскрывают цифры. Во многом потому, что даже после официального закрытия ярмарки «шоу продолжается». «Арт-Базель» занимает два основных выставочных павильона Messe Basel: основное пространство для масштабных арт-работ — Unlimited и второй павильон, где представлены галереи, работающие в том числе и по тематическим разделам,— Features («Избранное»), Neue Tendenzen («Тенденции»), Young Galleries («Молодые галереи»), Statements («Заявления»). На первом этаже павильона расположились такие гиганты арт-рынка, как White Cube (Лондон), Gagosian (Нью-Йорк), Perrotin (Париж), Helly Nahmad (Нью-Йорк). Безусловным фаворитом Unlimited стала инсталляция «Messages from the Atlantic Passage» Сью Вильямсон, посвященная теме рабства и истории первых доставленных из Африки рабов. Пронзительная вещь из корабельных досок, цепей и бутылок с песком, на каждой из которых выгравированы имена рабов, вывезенных и документально зафиксированных в корабельных книгах. «Cooking the World» — гигантская инсталляция, созданная выходцем из Индии Субодха Гупта, представляет собой 20-метровую конструкцию из сковородок, кастрюль, чайников и прочей кухонной утвари с работающим индийским кафе внутри. Наряду с произведениями, посвященными политике, войнам и границам, к большой радости обывателя, на «Арт-Базеле» было представлено немало работ «в зеленом» — пальмовые листья, лес, джунгли, растения, живой мох: в противовес остросоциальным темам художники возвращают зрителя к истокам — к природе. Помимо основной программы проходило несколько параллельных «ярмарок» — как, например, молодая, для начинающих художников Liste; фотоярмарка — photo basel international fair, а также ярмарка — выставка предметов дизайна и интерьера Design Miami. Более 28 тысяч квадратных метров выставочных пространств «Арт-Базель» дополняет программой Parcours — разбросанные по городу арт-объекты, скульптуры, видео-арт, инсталляции в музеях, и (внимание!) — в обычно закрытых для публики пространствах: внутренних садах и скверах частных домов. Может показаться, что многие инсталляции современных художников контрастируют с готическим обликом старого города. Да, контрастируют — тем самым только подчеркивая связь времен и эпох, подвластную лишь искусству. Так, в старом центре Базеля — на площади перед средневековой ратушей — появилась огромная железная скульптура легендарного Ай Вэйвэя — «Iron Tree», 2016. Русские в Базеле были представлены в основном великими именами отцов-основателей — Кандинский, Малевич, Родченко, Шагал (споры о страновой принадлежности мастера не утихнут, видимо, никогда), из ныне здравствующих — Эрик Булатов. Павильоны посетили директор «Мультимедиа Арт Музея» Ольга Свиблова, советник директора Государственного Эрмитажа Ник Ильин и другие именитые участники арт-рынка. Прошагав долгие километры по выставочным павильонам, «базельцы» — еще одна неизменная традиция — отправляются на берег Рейна, чтобы, сложив одежду, карты и планы выставок, равно как и материалы галерей, в непромокаемый мешок, пусктиться в плаванье вниз по реке. Массовый заплыв галеристов, художников и искусствоведов — чем не финальный арт-перформанс? Ну и, конечно, какая ярмарка без громких вечеринок, закрытых ужинов от коллекционеров, респектабельных спонсоров (в числе прочих Audemars Piguet, BMW, Ruinart, La Prairie), аперитивов в знаковом отеле Базеля — историческом Les Trois Rois, шумных ужинов в условно демократичном Kunsthalle, так похожем на советскую столовую, где за длинным столом можно запросто встретить начинающую галеристку из Мадрида и одного из самых влиятельных людей арт-рынка — Сэма Келлера, бывшего главу «Арт-Базеля», ныне занимающего пост директора Fondation Beyeler. Во время ярмарки фонд устраивает традиционный закрытый ужин для профессиональных участников арт-рынка, коллекционеров и меценатов, кураторов и искусствоведов, а также открытый праздник для молодежи с самыми модными диджеями (последнее — в рамках программы привлечения тинейджеров и подростков в загадочный мир современного искусства), собравший в этом году около 7 тысяч человек. «Арт-Базель», как известно, не просто ярмарка: в первую очередь это коммерческое мероприятие с колоссальными оборотами. То есть событие не только для богатых и сильных мира сего, прилетающих в Базель на частных джетах (как сказал один коллекционер «Эти деньги настолько старые, что их хозяева уже и забыли, откуда у них деньги»), но и праздник для молодых — художников, дизайнеров и просто любителей. Праздник искусства, в том числе — искусства жить. Екатерина Пурхцванидзе

Старый Свет принял новое искусство
© Коммерсантъ Lifestyle