10 шедевров из челябинской картинной галереи, которым цены нет
Накануне выходных мы решили дать вам совет: сходите-ка в нашу картинную галерею, посмотрите постоянную экспозицию. Не пожалеете: в просторных залах здания на улице Труда хранятся настоящие шедевры. За некоторые из них коллекционеры готовы выложить целое состояние. Вот взять, например, Айвазовского. Два подлинника кисти знаменитого мариниста уже много лет украшают Челябинскую картинную галерею. А еще есть Шишкин, Иоганн Баптист Лампи, Александр Родченко и другие. Мы поговорили с хранителями музея и узнали о десяти полотнах, представляющих наибольшую ценность. Так что, вот вам десяток причин прийти на ул. Труда, 92А. Парсуна "Александр Невский" XVIII век Сейчас святого благоверного князя Александра Невского принято изображать в основном на иконах, однако в начале XVIII века допускалось писать парсуны святого князя. Грубо говоря, парсуна — это нечто среднее между иконой и портретом. Холст, который хранится в Челябинске, попал к нам в 1941 году. Символично, что на парсуне Невский предстоит именно воином, в великокняжеской одежде с поднятым вверх мечом. Автор работы неизвестен. Автопортрет Дмитрия Левицкого 1780-е годы Этот миниатюрный автопортрет на небольшом холсте (всего 20 см.) живописец Дмитрий Левицкий написал, когда ему было около 50 лет. Долгое время картина находилась в частной коллекции и, когда в 1950-е годы ее выкупила государственная закупочная комиссия, считалось будто Левицкий написал портрет неизвестного. Никто и подумать не мог, что этот мужчина с холста — и есть художник. Тайна раскрылась уже в Челябинске, куда комиссия распределила работу. Жан-Лоран Монье. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1805 год. Между прочим, до того, как приехать в Петербург французский художник Жан-Лоран Монье был придворным портретистом Людовика XVI и Марии-Антуанетты. В России он стал придворным художником Романовых. Портрет супруги императора Александра I мастер написал буквально за несколько лет до своей смерти. Иван Шишкин. Опушка леса. 1879 год. Лесные опушки в творчестве Шишкина — частые гости: хвойные, зимние, лиственные и другие. Одна из них выставлена в Челябинске. Мы видим сосны-великаны, у крон которых устроили привал путники, а на горизонте — прекрасный закат. Иван Айвазовский. Шторм (1861 год) и Отара овец (1857 год). В Челябинске хранятся аж две картины Ивана Айвазовского. И если Шторм — довольно традиционный сюжет для знаменитого мариниста, то картина с сушей и овцами — это редкость. Впрочем, "сухопутный" характер работы обманчив, ведь если хорошенько присмотреться, то можно увидеть, что перед нами не просто отара овец, а целое море овец. К тому же, они напоминают пенных "барашков", какие бывают у берега во время шторма. Шторм Отара овец Иоганн Батист Лампи. Екатерина II Законодательница в храме богини Правосудия (1792 год) Здесь удивительно в первую очередь то, что портрет блистательной Екатерины Великой австрийский художник срисовал (сымпровизировал) с работы художника русского. Того самого Дмитрия Левицкого, о котором мы писали выше. Обычно бывает наоборот. Такая ситуация связана с тем, что образ мудрой, просвещенной императрицы, созданный Левицким, в конце XVIII века пользовался невероятной популярностью. Знать империи хотела иметь в своих имениях "Законодательницу", отсюда — огромное количество художников, которые делали реплики композиции. Николай Иванович Фешин. Купальщица. 1910 год. Картины Николая Ивановича Фешина хорошо известны, как в России, так и в США. Пожалуй, даже сложно сказать — русский это художник или американский. Начинал свой творческий путь в России, организовал Казанскую художественную школу, а после революции эмигрировал в США, где жил до смерти в 1955 году. Работа "Купальщица" — ярчайший пример из серии картин с обнаженной натурой, которую часто изображал мастер. Вера Пестель. Портрет Владимира Татлина с бандурой. 1916 год. Малевич и его ученики считали живописную работу В. Пестель образцом кубизма как такового, но полагали, будто — это натюрморт. Именно как натюрморт картина Пестель проходила по каталогам Музея художественной культуры ГИНХУКа. А это, оказывается, Пестель с бандурой. Вот тебе и кубизм. Сюжет полотна раскрылся при атрибуции много лет спустя. Александр Родченко. Портрет Николая Русакова. 1912 год. Блистательный фотограф и художник Александр Родченко оригинально изобразил своего друга и коллегу по цеху Николая Русакова. То есть, написал портрет на дощечке, которая служила палитрой и практически не использовал кисть: лишь выдавливал краску из тюбика. Эту работу семья Родченко передала в Челябинскую картинную галерею в 1987 году. Александр Дайнека. На женском собрании. 1937 год. Критики сходятся во мнении, что картина Александра Дайнека На женском собрании — собирательный образ его современницы. То есть, сильной и свободной женщины, но вместе с тем, изящной и очаровательной. Полотно передали в Челябинск в 1952 году и оно является своего рода жемчужиной картинной галереи. Сейчас работа находится на выставке в Сатке. Кстати, Дайнека приложил руку к росписи челябинского театра оперы и балета. Этими и другими работами вы можете насладиться по Адресу ул. Труда, 92А Телефон +7 3512 66‑38-17 Сайт: chelmusart.ru Открыто вт,ср 10:00–18:00; чт 10:00–20:00; пт-вс 10:00–18:00