Войти в почту

Лица Востока: работы тифлисского фотографа на выставке в Москве

Корреспондент Sputnik Грузия Алена Савельева побывала в музее Востока и узнала, как развивалась фотография сто лет назад, почему работы Ермакова пользовались популярностью и за что он получил звание придворного фотографа шаха персидского. Выставка "Светопись Дмитрия Ермакова" была организована по инициативе РОСФОТО совместно c Российским этнографическим музеем и Государственным музеем Востока. Главная цель экспозиции – с помощью фотографий "воссоздать картину исторических событий и показать культурное многообразие Евразии на рубеже XIX–XX веков". Фотография Дмитрий Ермакова\: Грузия "У нас редко бывают фотовыставки, но работы Ермакова не только представляют интерес с точки зрения развития фотографии в Российской империи, но и несут в себе этнографическую ценность", — говорит один из кураторов экспозиции Екатерина Ермакова. Собрание фотографий, представленных в музее Востока, достаточно большое – каждый зал посвящен конкретной/отдельной стране. Так, посетители могут увидеть на выставке, как сто лет назад выглядел Тифлис и его армянское население, как одевались народы Северного Кавказа и Средней Азии, а также какие традиции почитали азербайджанцы и персы. Кроме фотоснимков в экспозиции представлены национальные атрибуты разных народов – костюмы, украшения, оружие и предметы быта. Фотография Дмитрий Ермакова\: Северный Кавказ Один из первых залов выставки посвящен портретной фотографии, с которой и началась творческая деятельность Дмитрия Ермакова. В 1860-х годах он вместе с художником Петром Колчиным открыл в Тифлисе первое портретное фотоателье на Дворцовой улице. В то время все любили сниматься, так как фотография была в новинку. Кроме того, она заменяла парадные портреты, пользовавшиеся популярностью у представителей высшего света. "Ермаков не был единственным студийным фотографом в Грузии, однако его фотоателье было очень востребовано. Он придавал своим героям национально-социальный облик, помещая их в соответствующий антураж и добавляя в кадр специальные атрибуты. А так как Тифлис всегда считался многонациональным городом – у Ермакова было большое раздолье", — рассказывает куратор выставки. Фотография Дмитрия Ермакова "Грузинка" Так Дмитрий Иванович фотографировал самые разные этнические типы. В Российской империи на эту тему был заказ — такие серии коллекционировали, выпускали альбомы. Студия Ермакова и Колчина была хорошо оборудована. Рассматривая работы из фотоателье, можно подумать, что перед нами не фотоснимки, а черно-белые картины. Так как Колчин был художником – он знал тонкости портретного искусства. Все фотографии грамотно выстроены — авторы старались придать кадрам живость с помощью фона, растушёвки и декораций. В конце XIX века фотография была сложнее не только с художественной точки зрения, но и с технической. В фотоаппарат вставлялись стеклянные негативы, которые в мастерской превращались в снимки на тонкой бумаге. Раствор, используемый при проявлении, приходилось делать самостоятельно. Из-за трудного процесса каждый кадр тщательно продумывался – надо было усадить гостя, расставить мебель, продумать образ. Несмотря на то, что снимкам более ста лет, они хорошо сохранились – важную роль сыграло качество. Предположительно почти у каждого фото было несколько экземпляров (тираж), которые рассылались по разным музеям. Фотография Дмитрий Ермакова\: Азербайджан Через десять лет Ермаков открыл уже собственное фотоателье в центре Тифлиса. Постепенно он приобрел славу успешного коммерческого фотографа. "К 80-м годам Ермаков стал мощным универсалом. Кроме того, он был военным топографом и ездил в экспедиции, в том числе археологические. По заказу различных организаций он делал этнографические снимки, а также создавал свои коллекции, которые потом продавал", — отмечает сотрудница музея. Фотография Дмитрий Ермакова\: Средняя Азия Поездки по разным странам и регионам вдохновили Дмитрия Ивановича на создание многочисленных серий, часть из которых сегодня представлена в музее Востока. В нескольких залах перед нами открывается Ермаков как мастер не только портретов, но и городских пейзажей, чередующихся с репортажной съёмкой. Первый зал посвящен, конечно, родной Грузии – старый Тифлис, серные бани, крепость Нарикала, площадь Воронцова, живописные мосты и другие достопримечательности города. Грузинская серия интересна тем, что отчетливо показывает, как за сто лет изменился Тбилиси, — некоторые дома стоят и по сей день, а вот памятника Воронцову уже нет, как и большинства мостов. В Грузии работы Ермакова также ценятся – именно там впервые был опубликован альбом старого Тифлиса. Фотография Дмитрий Ермакова\: Грузия "Грузинский" зал дополняет импровизированная студия. "Мы представили, какие вещи могли бы быть в фотоателье Ермакова, тем более что оно у него было богато обустроено. Здесь индийская ширма и кавказский килим, который очень часто служил фоном. И даже камера того времени – её нам предоставила частная галерея старинных фотографий", — поделилась куратор выставки Екатерина Станиславовна. Ермаков большое внимание уделял технике, чтобы свободно передвигаться с камерой в путешествиях, он её усовершенствовал и сделал переносной. Фотография Дмитрий Ермакова\: Грузия Рядом с тифлисской серией расположились фотографии, посвященные армянской культуре. И это неслучайно. Как говорит представитель музея, половина работ была сделана в Грузии, так как в то время там жила многочисленная армянская диаспора. Фотографии Ермакова показывают, как жили и одевались армяне из разных регионов, например, на востоке мужчины носили меховые шапки, а на западе – тканые. На снимках также видно, что армяне почитали свои обычаи – надевали национальные костюмы, исполняли традиционные танцы. Фотография Дмитрий Ермакова\: Армения Более детально одежда показана у народов Северного Кавказа. "Здесь можно увидеть черкесских женщин в длиннополых платьях с рукавами, наряд адыгов с серебряными застёжками и высокими головными уборами с вышивкой или украшениями, костюмы балкарцев и абхазов и многое другое", — говорит Ермакова. По ее словам, организаторы не увлекались конкретными вещами, а старались через портреты показать быт и традиции разных народов. Фотография Дмитрий Ермакова\: Северный Кавказ На выставке также есть фотографии Персии. В 80-х годах Ермакова пригласили поработать в Тегеран, где его коллега открыл свое фотоателье. Там тифлисский мастер создал большую коллекцию, за которую получил звание придворного фотографа шаха персидского. Иранский колорит сильно отличается от кавказского – на работах Ермакова можно увидеть уличных торговцев, ханских жен, заклинателей змей, подготовку к свадьбе, шиитский праздник. И даже персиянок в пышных юбках, которые, по легенде, шах заставил носить после посещения балета в Петербурге. Как отмечает сотрудница музея, Иран всегда привлекал к себе внимание – сегодня он интересен "с точки зрения туризма и художественных вещей". Фотография Дмитрий Ермакова\: Персия Схожие мотивы прослеживаются в фотографиях южного Азербайджана, куда Ермаков заехал по пути в Персию, — те же базары, ковровое ремесло и девушки, окутанные в чадру. И, наконец, еще одним регионом, попавшим в объектив фотографа, стала Средняя Азия — бек в драгоценном халате и бухарские евреи, чайханы и мечети, мастерские ремесленников и караван-сараи (место отдыха путешественников и купцов). Фотография Дмитрий Ермакова\: Азербайджан Изучив работы Ермакова, его можно смело назвать востоковедом визуального плана, который не писал трудов, но показывал быт разных народов. Его фотографии были высоко оценены еще при жизни — на российских и зарубежных конкурсах тифлисский фотограф получил около 30 наград.

Лица Востока: работы тифлисского фотографа на выставке в Москве
© Sputnik Грузия