Доклад спецмиссии Организации по запрещению химоружия наводит на мысль о политическом заказе. Так отреагировали в российском МИДе на однозначный вывод экспертов об использовании в сирийском Хан-Шейхуне 4 апреля боевого газа зарин. Дипломатов удивляет экспертное заключение, почти целиком основанное на сомнительных данных от сомнительных НКО вроде "Белых касок" . Не добавляют объективности и пробы, присланные из Дамаска. Первичными по важности миссия сочла интервью якобы со свидетелями. Сам доклад пестрит упоминаниями о том, что не смогли сделать эксперты. А именно — побывать на месте происшествия и на аэродроме, где, как бы готовилась атака. Не смогли они самостоятельно отобрать пробы, съездить в больницы, где лечились пострадавшие, лично опросить очевидцев и многое другое — тоже не смогли. И это при том, что Россия и Сирия настаивали на такой поездке и обещали предоставить все гарантии безопасности. Зато окончательный вывод — безапелляционный: использовался зарин. Сама публикация документа — едва ли случайно — совпала с новыми обвинениями в адрес законных властей — в подготовке новой химатаки. И вот уже спецпредставитель США в ООН Никки Хейли заявляет о неопровержимых уликах против режима Асада. А российские дипломаты получают конкретные данные о том, что боевики готовят провокации с применением отравляющих веществ в нескольких сирийских поселках. "К сожалению, по первому прочтению документа вынуждены констатировать, что его выводы по-прежнему основаны на весьма сомнительных данных, полученных от все той же оппозиции и тех же пресловутых НПО типа "Белых касок", причем, не на месте произошедшей трагедии, а в некоей "соседней стране". Поэтому неудивительно, что содержание доклада спецмиссии ОЗХО носит во многом тенденциозный характер, который наводит на мысль о присутствии в деятельности этой структуры политического заказа." – говорится в заявлении МИД РФ. Тем временем, в Италии, в Аквилее, открывается выставка, посвященная Пальмире. Это первая экспозиция в Европе после освобождения древнего сирийского города от террористов. И уже третья выставка, представленная в рамках музейного проекта "Раненая археология". Первые две были посвящены пострадавшим сокровищам тунисского музея Бардо и национального музея Ирана. На специальной каталке — очень бережно — как самых важных пациентов- их ввозят в зал. "Раненое искусство". Так называется выставка. Искусство в Сирии страдает также как и люди. Бюсты и барельфефы из Пальмиры на выставке устанавливают вперемешку с экспонатами древней итальянской Аквилеи — два города были очень связаны, похожи по стилю в архитектуре и скультуре. У "сирийцев", конечно видно сразу — по глазам — только мастера Пальмиры так лепили зрачок и удлиняли веко. 16 экспонатов для выставки собирали всем миром. Что-то пришло из частных коллекций, что-то из крупнейших музеев — из Ватикана и Иерусалима. Это первая в Европе выставка о Пальмире после ее освобождения. Наконец здесь можно, пусть ненадолго, увидеть прежнюю Сирию — без привычного видеосопровождения из взрывов, оружия и крови. Даже если прежней Пальмира уже точно не будет — после того, как российские военные разминировали древний город, туда вошли археологи чтобы оценить ущерб. Пальмиру захватывали дважды, дважды освобождали — отступая, террористы взрывали все без разбору. Полностью утрачен великолепный храм Баала. Повреждена Триумфальная арка — треть объектов пострадала значительно, но не стерта в порошок — современные технологии помогут восстановить жемчужину сирийской пустыни на 98 процентов. "Колоссальные культурные потери. Мы хотим, чтобы европейцы поняли, что это эти и их потери — не только сирийцев или иракцев — весь мир каждую минуту теряет что-то бесценное", — говорит Антонио Дзанарди Ланди, президент "Фонда Аквилея", в 2010-2013 годах – посол Италии в России. Пальмиру не только сознательно уничтожали. Вывозили все, что можно вывести — на продажу. Не только нефть приносит запрещенной в РФ ИГ деньги. Каждый день спецподразделение итальянских карабинеров вылавливает на черном рынке лоты "сирийского происхождения": какие-то сделки удается отследить. "Продаю все — утварь, статуи, амфоры — все что может найти покупателя, все что имеет цену. Огромный рынок и по масштабам сопоставимый с наркорынком и рынком оружия", — говорит Фабрицио Парулли, командир спецподразделения по защите культурного наследия. Это третья выставка в Аквилее из серии "Раненая археология" — недавно здесь принимали экспонаты из музея Бардо в Тунисе, на который в марте 2015 года напали террористы. Искусство сегодня нужно снова спасать — министр культуры Италии заявил, что Италия готова помочь Сирии в восстановлении культурного наследия. "Мы впервые сталкиваемся с тем, что культурное наследие уничтожается сознательно — не потому что война, а потому, что оно не соответствует чьим-то религиозным убеждениям", — говорит Дарио Франческини, министр культурного наследия и культурной деятельности Италии.