Театральное ПТУ подвело итоги

Всероссийская Школа завпостов (заведующих постановочной частью в театре), которая проходила в Театральном центре Союза театральных деятелей (СТД РФ) "На Страстном", подвела итоги 3-й сессии. - Чем профессиональнее и надежнее завпост в своих фантазиях и умениях – тем для нас, творцов, лучше, - отмечает Председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин. - Астрахань, Томск, Магнитогорск… 25 городов России! Такова была география “Театрального ПТУ” в этом году. Хочу отметить, что семь специалистов из региональных театров приехали на “Школу завпостов” в качестве вольных слушателей – то есть их пребывание в Москве финансировали сами театры. Вы понимаете, насколько театр нуждается в повышении квалификации работников цехов? В течение 17 дней завпосты и технические директора бесплатно проходили интенсивный курс повышения профессиональной квалификации (23 лекции и 24 мастер-класса) у ведущих российских мастеров театрального дела. На мастер-классах, практикумах, экскурсиях они исследовали производственные мастерские крупнейших театров Москвы — Большого, МХТ им. Чехова, театра им. Евг. Вахтангова, театра им. Пушкина, “Московской Оперетты”, а также Новой сцены театра п/р О. Табакова и камерного театра МОСТ. Председатель Гильдии театральных режиссёров России Валерий Фокин считает: - “Профессиональное техническое училище” - мне кажется, это словосочетание сегодня крайне важно для театрального контекста, потому что многие профессии, к сожалению, исчезли. Ушли значимые люди - носители этих профессий, и сами профессии перестали быть привлекательными. Грамотный завпост, осветитель, технолог – это огромный дефицит. С одной стороны, в театр приходят медиа-технологии, которые требуют освоения, а с другой – нет людей, которые могут это толково использовать и вообще понимают, что такое современный театр. “Театральное ПТУ” реализует замечательную программу, которая даёт возможность перезагрузить, переформатировать работников постановочной части. Гильдия режиссёров очень нуждается в компетентных помощниках, каких воспитывает “ПТУ”! Лучшие специалисты международных компаний учили завпостов из регионов работать на самом современном световом и звуковом оборудовании; помогали овладеть программами видеомэппинга, 3D-моделирования сценических площадок и мультимедиа технологиями в театре; знакомили с новыми фактурами и материалами театрального производства; предлагали разобраться с правовой и проектной документацией. Александр Журавский, зам. министра культуры РФ, отметил важность проекта: - Министерство культуры не первый год поддерживает этот проект. Завпостов и других технических специалистов для театров сегодня готовится, к сожалению, явно в недостаточном количестве. Мы надеемся, что в результате этой работы ученики “ПТУ” приобретут именно те компетенции, которые позволят им поднять свои театры на новый художественно-постановочный уровень. А Министерство культуры, в свою очередь, подумает о том, чтобы “Школа завпостов”, ограниченная по срокам, получила финансовую возможность и серьезное образовательное продолжение в театральных вузах. В число модераторов "Театрального ПТУ" вошли авторитетные мастера культуры – Ольга Неволина, Виктор Шилькрот, Лариса Ломакина, Евгений Ганзбург, Леонид Керпек, Юрий Хариков, Дмитрий Родионов и многие другие. Общее число экспертов (54 приглашённых лектора) в два раза превышало количество участников. Театральный художник-сценограф Лариса Ломакина поделилась своим впечатлением от проекта: - Это не просто проект, а очень важная позиция в жизни театра. К сожалению, многие театры сегодня сталкиваются с тем, что техническая сторона работает отдельно – а сценографы отдельно. Есть не то чтобы война, но некоторое противопоставление творческой и технической частей. А это неверно. То, что затеяли в “ПТУ”, – это сближение фронтов и поиск правильного языка между сценографами и техническими службами. Мы очень заинтересованы друг в друге. И чем лучше мы будем подготовлены к диалогу друг с другом, тем лучше будет результат. Так вот “Театральное ПТУ” – это работа на результат. Итогом “Театрального ПТУ” неожиданно стал “реальный практикум” под названием “Вода”. Участникам предложили в кратчайший срок продумать и реализовать на сцене Театрального центра СТД РФ техническое решение одного из самых ожидаемых спектаклей грядущего фестиваля Solo. Сложность постановки – в использовании на сцене огромного количества воды. Задание полного цикла требовало от участников создания чертежей, составления сметы, поиска и закупки материалов, бюджетных инженерных технологий и монтажа на площадке. Лучший проект был продемонстрирован на сцене в условиях реального спектакля. И теперь одна из зарубежных постановок Международного фестиваля Solo будет осуществлена руками завпостов из российских регионов. Дмитрий Родионов, главный редактор журнала "Сцена", генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина отметил: - “Театральное ПТУ” – это институция прямой коммуникации. Это очень важно сегодня – объединять профессионалов в таком формате. Технические специалисты театров в рамках этого проекта встретились не просто обменяться мнениями, а передать практический опыт из рук в руки. Иными способами профессия завпоста и не передается. Сегодня пространство вокруг, увы, работает на разъединение. А наше собрание - это такой контрапункт, спасительное движение к объединению, которое обязательно нужно поддерживать! Таким образом, и эксперты, и представители региональных театров разными словами говорят об одном – о необходимости глобального Интернет-ресурса, который служил бы общей коммуникативной площадкой и “скорой помощью” профессиональному театральному сообществу. При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом “ПОКРОВ”

Театральное ПТУ подвело итоги
© Ревизор.ru