Ещё

Святое искусство невьянских мастеров 

Фото: Областная газета
Вчера в Екатеринбургском музее изобразительного искусства (ул. Воеводина, 5) открылась экспозиция «Богатырёвы. Династия невьянских иконописцев». Это первый опыт представления в едином выставочном пространстве наследия знаменитой школы невьянских мастеров.
Всего на выставке представлено 60 уникальных экспонатов из музейных и частных коллекций, созданных в XIX веке невьянской династией иконописцев Богатырёвых. Их работы сегодня хранятся в Свердловском областном краеведческом музее, музее «Невьянская икона», Третьяковской галерее, Государственном музее истории религии Санкт-Петербурга.
Среди других династий невьянских иконописцев Богатырёвы были наиболее востребованы у заказчиков: речь идёт о старообрядческом купечестве, заводовладельцах, золотопромышленниках. Одну из самых масштабных икон этой экспозиции — «Рождество Христово», написанную в период с 1832 по 1837 год, — Богатырёвым заказал екатеринбургский купец Степан Баландин.
Одна из самых масштабных икон «Рождество Христово», выполненная Богатырёвыми по заказу купца Степана Баландина. Фото:
— Баландин захотел, чтобы такую икону создали после первой удачной добычи золота, — рассказывает куратор выставки Юлия Сирина. — Икона располагалась в домовой церкви в одном из его особняков, также, как и у знаменитых купцов Расторгуевых.
Что касается Расторгуевых, то иконам, принадлежащим этой семье, посвящён целый зал экспозиции. Более того, полный комплекс икон домовой церкви из усадьбы Расторгуевых-Харитоновых представлена впервые. Демонтировали иконостас ещё в начале XX века, а на протяжении последних десяти лет велась реставрация икон, которая, к слову, ещё не закончена.
Так, на выставке есть иконы, отреставрированные лишь частично — одна часть тёмная, с налётом старины, а другая — будто с совсем новой позолотой, зрители на открытии даже спрашивали: не новодел ли? Конечно же, нет, всё дело лишь в том, что невьянские мастера создавали свои иконы действительно на века — таким качеством сегодня можно лишь восхищаться, они по-прежнему яркие, нарядные, в лучших традициях иконописи того периода.
На примере одной иконы показано, как работы выглядят до реставрации — и после. Фото: Алексей Кунилов
В центре экспозиции представлена попытка воссоздания иконостаса церкви Расторгуевых. Сейчас в историческом здании сохранились лишь старинные своды с орнаментом, а колонны, лепнина — всё это уже воссоздано специалистами, чтобы мы могли представить, насколько величественно это выглядело тогда, в начале XIX века. Одна из жемчужин музейных собраний, которую можно увидеть на выставке, — икона «Святой Лев Катанский», её заказывал Богатырёвым сам купец-старообрядец Лев Расторгуев. Она создана с использованием редкой иконографии, сложных аллегорических сюжетов, с догматическим контекстом, и если рассматривать иконы очень внимательно, видно, как сильно было влияние европейского искусства на наших мастеров — голландской живописи, итальянской архитектуры. Всё это соединилось с изящным письмом и многоцветием красок и явило собственный стиль невьянских иконописцев, который сегодня не спутаешь ни с каким другим.
Примерно так выглядел иконостас в церкви Расторгуевых. Фото: Алексей Кунилов
Иконы на иконостасе из церкви купцов Расторгуевых. Фото: Алексей Кунилов
Икона «Святая Мария Египетская с житием в 16 клеймах» привезена на выставку из Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга. Фото: Алексей Кунилов
Организаторы выставки попытались подробно показать, как происходит процесс создания иконы. Фото: Алексей Кунилов
Выставка «Богатырёвы. Династия невьянских иконописцев». Фото: Алексей Кунилов
Выставка «Богатырёвы. Династия невьянских иконописцев». Фото: Алексей Кунилов
Выставка «Богатырёвы. Династия невьянских иконописцев». Фото: Алексей Кунилов
Выставка «Богатырёвы. Династия невьянских иконописцев». Фото: Алексей Кунилов
Выставка будет открыта до 6 августа.
Опубликовано в №114 от 28.06.2017
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров