Войти в почту

Галина Волчек: Театру тусовкой не быть

Творческий вечер главного режиссера «Современника» Галины Волчек прошел во «Дворце на Яузе», где на время ремонтных работ обосновался обосновался театр.Повод для встречи со зрителями был знаменательным: ровно 45 лет назад Галина Борисовна возглавила «Современник». Размышления о том, как она прожила эти годы, читатели прочтут, что называется, от первого лица. ЖИЗНЬ ДО И ПОСЛЕ С детства не дружу с математикой, поэтому ни годы, ни роли, ни спектакли не считаю. Всегда было плохо с точными предметами: еле окончила школу... А вот первыми зрителями «Современника» были физики: театр очень дружил с Ландау, Харитоновым. Мне перед ними всегда было неловко, потому что я ничего в физике не понимаю. Игорь Кваша рассказывал мне однажды о своем разговоре с Ландау. Они гуляли по набережной Коктебеля, и Ландау сказал: «Игорь, вы занимаетесь таким делом! Вы же радость производите!» Да, это правда — мы производим радость. Правда, моя личная самая большая радость — рождение сына. Отсчет жизни веду так: «до» рождения Дениса и «после». БЫЛО БЫ НЕСКРОМНО Я счастливый человек: Бог дал мне возможность общаться с великими людьми. С детства знала режиссеров Пырьева, Кармена, Савченко: они жили в нашем доме. Особое значение в моей жизни занимал Михаил Ромм. Мой папа — оператор и режиссер — работал с Михаилом Ильичем. Я дружила с дочерью Ромма Наташей. Мы с ней жили на два дома — один день у меня, другой — у нее. Как Ромм рассказывал об искусстве, о фильмах Чаплина — забыть невозможно. Мы слушали его часами. Знала Фаину Раневскую. Слово «дружить» не употребляю по отношению к этим великим людям, потому что это было бы нескромно и невежливо с моей стороны. МОДА ЗДЕСЬ НИ ПРИ ЧЕМ С тех пор как труппа выбрала меня руководителем театра, я стараюсь сохранить дело, которое начал мой учитель — Олег Николаевич Ефремов. Думаю ли я о том, кто будет после меня? Делаю это с первой минуты пребывания в этом кресле. Эстафету нужно передать тогда, когда ты сам еще можешь стоять на ногах. В театре удалось создать молодую труппу, которая, уверена, продолжит традиции русского психологического театра и не допустит, чтобы «Современник» превратился в модное место. Олег Ефремов не создавал «модный театр», он создал «Современник». Не быть ему модным местом, и точка! Есть театры-прибыль, театры-тусовка, мы к ним не относимся. К счастью, такие понятия, как театр-дом, театр-семья, театр-искусство, никогда не исчезнут из нашей жизни. ПРОЛИЛА НЕМАЛО СЛЕЗ В конце 1970-х, после того, как меня назначили худруком, я написала заявление об уходе. Актриса, с которой мы начинали играть в «Современнике», любимая актриса и подруга, после одного спектакля мне сказала: «Ну вот, до чего ты довела театр!» В тот же вечер я написала заявление об уходе. На следующий день состоялся совет при театре, на котором меня уговорили остаться. Страшно вспомнить — сколько слез пролила я из-за обид своих любимых артистов! Один Гафт, с его трудным характером, столько раз устраивал мне испытания. Недавно я у него спросила: «Валя, а ты помнишь, что ты кричал, когда мы репетировали «Плаху»?» Разумеется, он не помнит. Более того, говорит, что этого не было. Но у меня остались фотографии, как я рыдаю после той репетиции. А сколько раз нас вызывали на идеологические комиссии из-за спектаклей... В 1967 году вызвали в ЦК вместе с Олегом Николаевичем Ефремовым из-за спектакля «Без креста» по прозе Тендрякова. В нем я играла старуху, хотя мне было 27 лет. Великий режиссер Питер Брук, который видел спектакль, не верил, что возможно так играть старуху, будучи молодой женщиной. Так что мой путь в «Современнике» трудный, но счастливый. ТАЛАНТЫ И ЛЮБИМЧИКИ Души не чаю в Мише Ефремове: не только потому, что он — сын моего учителя и прекрасной Аллы Покровской, а потому, что он... вот такой Мишка! Недавно он в «Современнике» репетировал спектакль «Амстердам». В нем он пьяного изображает. Смотрю, Миша багровеет, глаза кровью наливаются, и так страшно за него стало. Кричу: «Мишка, прекрати, хватит!» Ефремов своим существованием на сцене доказывает истину Станиславского: «Быть, а не казаться». Моя любимая актриса — Чулпан Хаматова. Уникальная актриса, уникальная личность! Бесконечно люблю Костю Райкина. Так, как Костя отдается каждой роли, никто этого не делает. Для меня главное в артисте — его личность, индивидуальность, содержание. Если личность не вижу, не ощущаю, не рискну сделать из артиста звезду: без личности нет артиста. Счастлива, что на моих глазах в «Современнике» выросло не одно поколение личностей. НАДОЕЛО! Сниматься я любила, и мне посчастливилось играть у великих режиссеров, одним из которых был Григорий Козинцев. Почему давно не снимаюсь? Я устала от унижений и оскорблений, когда меня узнавали на улице и говорили: «Смотри, она же не такая страшная, как в кино!» Особенно ужасно, когда это происходило на рынке: прихожу за продуктами и слышу за спиной такое... А два года назад в сериале «Таинственная страсть» я сыграла себя. Этот фильм снят по роману друга «Современника» Василия Аксенова, а продюсером его был мой сын Денис Евстигнеев. ЗАБЫВАЯ О СЕБЕ Великий Михаил Ильич Ромм утверждал, что со временем «кино убьет театр». При всем моем преклонении перед Роммом, не могу с ним согласиться. Театр — исповедальное искусство. И пока у человека будет потребность в исповеди, до тех пор люди будут нуждаться в театре. Театр, конечно же, должен быть живым — в этом его особенная прелесть. Но как этого добиться? Во-первых, держать руку на пульсе времени. А это означает полное информирование о том, что происходит за окном, в стране и в мире. Во-вторых, уметь не реагировать на плевки в спину, удары и незаслуженную критику. В-третьих, забывать о себе во имя дела . В-четвертых, растить смену, передавать ей знания и опыт. А в-пятых, прислушиваться к мнению зрителей и играть для зрителей. ДОСЬЕ Галина Борисовна Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве. Окончила Школу-студию при МХАТ СССР им. М. Горького. В 1956-м Олег Ефремов и выпускники Школы-студии: Галина Волчек, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша и Олег Табаков — организовали Студию молодых актеров, ставшую театром-студией «Современник». С 1972-го Волчек — главный режиссер «Современника», с 1989-го — его худрук.

Галина Волчек: Театру тусовкой не быть
© Вечерняя Москва