Новая Сибириада
Школа-студия МХАТ едет на гастроли Студенты одного из главных театральных вузов страны «семиструнной оперой» по Горькому и Высоцкому открывают сибирские гастроли. Старт туру «Молодой МХАТ — Сибири» дали без пяти минут выпускники 4-го курса Мастерской Евгения Писарева в Школе-студии МХАТ. 28 июня в Русском республиканском театре имени Лермонтова в Абакане они сыграли дипломный спектакль «Горький. Дно. Высоцкий». Организовали гастрольный тур «Молодой МХАТ — Сибири» фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» и один из мировых лидеров в вертикально интегрированном производстве гидроэлектроэнергии и алюминия En+ Group, уже в третий раз дающие возможность начинающим актерам встретиться с сибирским зрителем. Два года подряд в Сибирь ездили студенты Мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ, теперь известные как «Июльансамбль», резидент московского Центра имени Вс. Мейерхольда. В этом году эстафету приняли их младшие коллеги — 4-й курс Евгения Писарева и 3-й курс Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого. «Проект “Молодой МХАТ — Сибири” не только отличная возможность молодым актерам попробовать себя на настоящих площадках перед взыскательной аудиторией, это еще и долгожданные зрителем нетривиальные постановки, настоящие традиции российской театральной школы, которые очень ценят сибирские театралы,— отмечает директор по связям с общественностью EN+ Group Елена Вишнякова.— Культурные проекты — часть комплексной программы развития регионов нашего присутствия, и третий год непрерывных аншлагов подтверждает верность выбранного направления развития». Спектакль «Горький. Дно. Высоцкий» придумал и поставил актер московского Театра имени Пушкина и педагог Школы-студии МХАТ Борис Дьяченко, соединив, как можно догадаться по названию, хрестоматийное горьковское «На дне» с песнями Владимира Высоцкого. «Маршрут» — от зеркальной начальной мизансцены, в которой актеры копируют зрительный зал, до смерти каждого из героев, превращающей исполнителей снова в зрителей,— проложен через музыку Высоцкого, символа поколения даже не родителей, а бабушек и дедушек актеров. Свое собственное поколение и тех, кто чуть старше, писаревцы исследуют в спектакле по двум текстам Ирины Васьковской «… чтобы нам всем было хорошо и прекрасно». Васьковская, ученица легендарного Николая Коляды, умеет соединять в своих пьесах безжалостную достоверность и нежность к героям. К слову, об исполнителях: зрителей ждет встреча с Таисией Вилковой (Вася из «Деффчнок» и Зина из «Фарцы»). Сыграют писаревцы и традиционный уже для последних курсов Школы-студии МХАТ спектакль, сделанный в технике вербатим и заменяющий в какой-то степени традиционное задание «наблюдение за героем». В «Te Deum», отсылающем названием к гимну — благодарению богу,— галерея узнаваемых лиц. Обэжешник — генерал в отставке, «светская львица», вдруг ставшая женой и ждущая ребенка, женщина из Донецка, воспоминающая бомбежки. И все — странные, нелепые, обычные — каждый «со своим Богом в душе». Продолжат гастрольный тур третьекурсники Мастерской Сергея Земцова и Игоря Золотовицкого. Они со спектаклем «ЧудоЧудоЧеловек» по текстам Корнея Чуковского побывают в Дивногорске (3 июля), Красноярске (5,6 июля), Иркутске (9 июля) и Братске (11,12 июля). Режиссер «ЧудоЧудоЧеловека», актриса и педагог Школы-студии МХАТ, Марина Дровосекова, поясняет, что этот спектакль — история о побеге взрослого человека в детство, рассказ о возможности вновь чувствовать и открывать мир. И здесь тоже будут знакомые лица: среди актеров, занятых в постановке, Дарья Антонюк, победительница пятого сезона шоу «Голос». Поучаствует в проекте «Молодой МХАТ — Сибири» и знакомый сибирскому зрителю «Июльансамбль», девятая студия МХАТ. Выпускники Мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ 2 июля сыграют уже в статусе самостоятельной труппы на открытии Международного эколого-этнический фестиваля кукол «Чир Чайаан — 2017». Здесь покажут «Современный концерт» — спектакль-симфониюя из мировых хитов, исследование времен, эпох и людей через музыку. Елена Смородинова