В чём разница детского и взрослого восприятия картин Ван Гога
Исследователи Амстердамского свободного университета выяснили, чем отличается зрительное восприятие информации детей и взрослых. В качестве объекта наблюдения было выбрано полотно известного художника Винсента Ван Гога. О том, какие результаты получили учёные — в материале RT. Группа психологов из Амстердамского свободного университета под руководством профессора Франческо Уокера изучила, как отличается восприятие картин Ван Гога у детей и взрослых. В музее голландского постимпрессиониста в Амстердаме 9 детей 11-12 лет и 12 взрослых рассматривали картины голландского художника. За взглядом участников эксперимента «следил» специальный айтрекинговый прибор, который фиксирует изменения направления взгляда человека. Наконец испытуемым предложили внимательно ознакомиться с полотном «Пейзаж в сумерках». Скорость переключения Выяснилось, что дети сначала разглядывали яркие, бросающиеся в глаза детали: большие тёмные деревья на светлом фоне или дом на заднем плане. Взрослых больше интересовали фрагменты полотна, где наиболее очевидно проявлялись известные им особенности изобразительной техники художника. Затем участники эксперимента прослушали аудиолекцию о картине. Когда лектор сказал, что на фрагменте с сеном сохранилась зелёная краска, которую художник использовал для другого пейзажа, внимание детей, в отличие от взрослых, резко переключилось на этот фрагмент. Франческо Уокер утверждает, что таким образом дети демонстрируют способность быстро переключаться с одного типа внимания на другой. Картина Винсента Ван Гога «Пейзаж в сумерках» Психологи выделяют два типа внимания. Первый условно называется «снизу-вверх»: человек использует первичные сенсорные данные и фиксирует внимание на ярких, выбивающихся из общей канвы объектах. Этот тип внимания распространён у детей, поэтому их так привлекает броская реклама или яркий принт на футболке незнакомца. Второй тип — «сверху-вниз»: входящая информация обрабатывается на базе уже известных фактов, и человек сам решает, на чём ему сконцентрировать внимание. Таким образом люди находят в толпе своих друзей или с интересом разглядывают трещинки на «Чёрном квадрате» Малевича. Второй тип характерен для взрослых, причём с возрастом способность использовать первый тип притупляется. Детский взгляд Глядя на картину Ван Гога, дети сначала ничего не знали о художнике. И для них пейзаж был набором цветных пятен. И только прослушав аудиолекцию, они переключили внимание и стали воспринимать полотно в новом информационном контексте. Взрослые же сразу искали на картине подтверждение тому, что раньше узнали о специфической технике художника. Исследователи полагают, что, взрослея, мы перестаём воспринимать мир непосредственно, а смотрим на всё сквозь призму собственного опыта. Подростки 11-12 лет уже достаточно большие, чтобы не зацикливаться на ярких объектах, но ещё недостаточно взрослые, чтобы их восприятию мешал тяжкий груз накопленных жизненных знаний. Поэтому они могут легко переключаются с одного типа внимания на другой. Это значительно увеличивает их познавательные способности. Зри в корень Профессор Уокер решил расширить рамки эксперимента. Он показал своей 4-летней дочери картину Ван Гога «Корни деревьев». Понять, что на ней изображено, не зная названия, весьма проблематично. Картина Винсента Ван Гога «Корни деревьев» Уокер спросил у дочери, что она видит на картине. Девочка стала перечислять цвета: «Зелёный, синий, коричневый». Потом робко сказала, что там, наверное, изображены динозавры. Она продолжала видеть на полотне динозавров, даже когда Уокер объяснил ей, что Ван Гог нарисовал корни деревьев. Затем профессор сам взглянул на картину… и увидел среди корней зелёную голову тиранозавра.