Опера – в крепостных стенах

Главным украшением программы стала опера Генделя “Юлий Цезарь в Египте”, поставленная специально для фестиваля Томером Звулуном, художественным руководителем Оперы в Атланте в паре с известным американским балетмейстером Дональдом Бердом (лауреат премии “Бесси” – Bessie Award). Оба впервые работают с Израильской Оперой. Томер Звулун прославился немалым количеством оперных постановок на престижных сценах мира, включая Нью-Йорк, Сиэттл, Атланту, Кливленд, Даллас, Цинциннати, Буэнос-Айрес, Нью-Орлеан. Новый для него опыт – солисты Израильской оперы. Главные партии – у Янива Даора (в роли Юлия Цезаря) и Клэр Мегнаджи (Клеопатра). Янив Даор (контратенор) обладает уникальным диапазоном, что дает ему возможность справиться со сложнейшим музыкальным материалом. Дело в том, что Гендель писал мужские партии для кастратов (в данном случае партия самого Юлия Цезаря), то есть певцов, переживших варварскую операцию и в результате получивших в награду сопрановый или альтовый голос. В современных постановках эти роли отдаются чаще тенорам или контртенорам. Но, как признаются вокалисты, эти партии даются с большим трудом. Оформлением оперы “Юлий Цезарь в Египте”, то есть созданием отдельного времени и места занимался художник Александр Лисянский. Он – известный сценограф, в течение долгих лет работал в театрах Москвы, в том числе, главным художником театра “Современник”, а также был занят в спектаклях Марка Розовского и Владимира Мирзоева. В Израиле плотно сотрудничает с театрами “Гешер” и “Габима”. Режиссер Звулун отмечает, что крепость крестоносцев в Акко, построенная в 12-м веке, отлично вписывается в либретто и антураж оперы Генделя. К тому же, стены крепости становятся не только естественными декорациями, но и экранами для видеопроекций на соответствующие темы. Символично, что Юлий Цезарь в 47 году до нашей эры побывал в Акко на пути в Египет. Его имя здесь часто произносят экскурсоводы: памятна дорога, которую Юлий Цезарь велел проложить вдоль побережья и одна из улиц старого города носит его имя. Содержание оперы можно пересказать в двух-трех словах: “Цезарь освобождает Клеопатру. У ворот Александрии Клеопатра получает царские скипетр и корону. В Египте воцаряется мир”. Опера дает свободную трактовку исторических событий в Александрии: похода Юлия Цезаря в Египет, гибели Помпея, встречи Цезаря с Клеопатрой и торжества Клеопатры над ее братом и соперником Птолемеем. При жизни Генделя она была поставлена в Лондоне (премьера прошла в феврале 1724) и исполнялась всего 38 раз. Русская премьера состоялась в 1979 году (Москва, Большой театр). Партии Цезаря и Птолемея исполнили баритон (Зверев) и бас (Низиенко). Опера “Юлий Цезарь в Египте” ставится в Израиле крайне редко. Другое заметное событие Оперного фестиваля в Акко – опера “Волшебная флейта” Моцарта в постанове Израильской оперы. И здесь важное примечание: опера адаптирована для детской аудитории. Спектакль излучает очарование веселой и загадочной сказки (либретто Эмануэль Шиканедер по мотивам сказок Кристофа Виланда), и, благодаря великой музыке Моцарта, “Волшебная флейта” третье столетие звучит на крупнейших оперных сценах мира и теперь прозвучит в Акко. Оперный фестиваль становится привлекательным событием для израильских и зарубежных туристов. По сравнению с тем, что было в крепости Акко несколько лет назад, и даже в 2014-м году, когда в Акко впервые проводился Оперный Фестиваль, прогресс огромный. Акко постепенно становится вторым в Израиле (после Иерусалима) городом по количеству посещающих его туристов из-за рубежа.

Опера – в крепостных стенах
© Ревизор.ru