Войти в почту

Путь в театр «Переход». Где в Рязани борются за души молодых людей

Художественный руководитель «Перехода» Геннадий Кириллов накануне большого юбилея своего детища рассказывает о современных студентах и спектаклях. Всегда аншлаг - Геннадий Дмитриевич, вы уже столько лет отдаёте себя театру. Не пропадают ли силы? - Слава богу, пока не пропадают. Молодёжь подпитывает. - Про молодёжь и хотелось бы поговорить. Как сегодня молодые люди относятся к театру? - Прекрасно относятся! В труппе 50 человек. Не только студенты со всех факультетов, но и те, кто давно закончил учиться и занимался в студии при театре. В зале же всегда аншлаг! - Новых актёров к вам много приходит? - Кто конкурс проходит, тех и принимаем. Конкурс классический, как во всех театральных вузах. Желающих приходит много. Кстати, существует парадокс. Когда создавался театр, больше всего пришло студентов с физико-математического факультета. А с литфака - никого! И так год от года. За некоторым исключением. Мы не стараемся брать числом. Для меня главное в молодом человеке - духовная составляющая. Поэтому и атмосфера-то у нас в театре особая... Ребята из труппы при встречах обнимаются... - Как думаете, с чем связан интерес студентов к театру? - Наверное, хочется какой-то альтернативы современной жизни. Одна из главных причин прихода молодого человека в театр - надежда на раскрепощение. Молодёжь только делает вид, что она раскована. На деле это не так. Борьба за душу... - У вас интересный и разнообразный репертуар... - В настоящее время в репертуаре - 19 спектаклей. Не каждый профессиональный театр себе такое позволяет. Я первый в Рязани рискнул поставить моноспектакль «Человеческий голос», или «Безграничное счастье», по пьесе Жана Кокто. Роль в нём в своё время исполняли актрисы мирового уровня. И мы решились. У нас в главной роли - Оля Егорова. Это 50-минутная женская исповедь, разговор по телефону... Я специально поинтересовался в местном Союзе театральных деятелей, ставили ли «Человеческий голос» в Рязани. Оказалось, что нет. Есть спектакль, из-за которого люди потом не спят ночами... Называется «На грани». По сценарию фильма «Дорогая Елена Сергеевна» (автор сценария - Людмила Разумовская). Страшная история. Я пошёл на вещи, которые оказывают очень сильное эмоциональное давление на зрителя. В спектакле «Ночь убийц» дети играют в убийство родителей. Но здесь мальчик, который был главарем, в конечном итоге отрекается от игры и произносит сильный монолог про любовь к своим родителям. И слезы - ручьём. И актёры справляются. Постановку «Есенин-страна» любят тоже за сильные монологи. Здесь прослеживается революционная линия в лирике поэта. Спектакль – часть целого блока постановок по творчеству Сергея Есенина, в который также входят «Анна Снегина» и «Есенин-любовь». Конечно, у нас и лёгкие комедии есть. Мы их ставим, чтобы зрители могли отдохнуть, расслабиться. Та же Оля Егорова, которая исполняет трагическую роль в «Безграничном счастье», играет в спектакле «Общество редких, но неполных идиоток», во время которого зал хохочет. - Как вы выбираете произведения для постановки? - Я учился в лучшем театральном вузе мира - в ГИТИСе. Моими учителями были Андрей Лобанов, Георгий Товстоногов, Андрей Гончаров, Марк Захаров. Они говорили: режиссёр обязан знать, зачем он ставит пьесу, что заставило её выбрать. Не должно быть проходной драматургии. Андрей Александрович Гончаров говорил нам: «О чём будете в спектакле говорить со зрителем? Нужна борьба за душу молодого человека». Это вошло в мозг. Я все пьесы проверяю с этой позиции: затронет ли она душу молодого человека? Люди в возрасте, многое пережившие, в постановках находят себя и никогда не уходят равнодушными. С молодёжью труднее. «Народ висел на люстрах» - Зрители в вашем театре самых разных возрастов, не только молодёжь? - И на Вампилова, и на Шукшина зритель идёт в возрасте от 16 до 70 лет. И это нас очень радует. В этом сезоне я взял за правило стоять у входа подобно контролёру. Или у кассы, когда покупают билеты. Смотрю, кто приходит, общаюсь со зрителями. Спрашиваю, что привело на тот или иной спектакль. Почти всегда так делаю. Я в театре как своеобразный домовой. Всю жизнь. - Во время работы над очередным спектаклем молодые актёры предлагают какие-то свои идеи? - Постановки - это, в основном, мои творческие решения. Но в этом году я дал студентам возможность самостоятельных проб. Я предлагаю им варианты: например, «Сорок первый» Бориса Лавренёва, «Мёртвые души» Николая Гоголя, «Феникс» Марины Цветаевой. Ребята делают заготовки и показывают мне. А я решаю, работать дальше с этим или нет. Недавно сделали большой отрывок из «Лолиты» Владимира Набокова. Тут, как говорится, народ висел на люстрах, было самое настоящее столпотворение. Конечно! Лауреат Нобелевской премии, произведение такое неординарное. Те, кто видел спектакль, говорят, что всё получилось. Но всё же особой инициативы при постановках от студентов пока нет. С чем это связано? Думаю, с тем, что молодёжь мало знает о драматургии. Это не их вина. Не дают этих знаний ни в школе, ни в вузе. Некоторые лишь читают что-то самостоятельно, но не по программе. Приятное сравнение - Как вы оцениваете театральную обстановку в Рязани в целом? - Зритель сейчас поменялся, но не в лучшую сторону. В творческом плане не могу ничего сказать, так как не видел всего репертуара. Приятно слышать, когда наши зрители сравнивают нас с другими известными театрами. Нас, студенческий, непрофессиональный театр, ставят наравне с профессионалами. Конечно, сравнивать не надо. Но зрители же сами это делают! Я решился на такую штуку. Есть хорошая пьеса - «С любимыми не расставайтесь». Постановка была в театре драмы. Они выбрали оригинальное место действия спектакля - сценическую площадку. Мы тоже сделали постановку по этой пьесе, только под названием «Я скучаю по тебе». Не для какого-то соревнования, а для того, чтобы зрители утвердились во мнении, что они приходят в тот театр, в котором им комфортно, интересно. Ценность «Перехода» в том, что у нас все актёры - молодые и энергичные. - В этом сезоне всё удалось воплотить в жизнь? - Да, даже больше. Недавно ездили на международный фестиваль, который 22 года проходит в подмосковном городе Лобня. И мне там дали награду за лучшую режиссуру. За сезон 2016-2017 годов мы сыграли 66 спектаклей. Это много. При этом большинство актёров ещё и учится. На репетиции много времени уходит. Недавно ребята даже играли в футбол с театром драмы и театром на Соборной. Оба раза выиграли. Многие работают. В последнее время сократилось время на настоящую творческую деятельность. Однако студенты понимают, что никто за них не сделает то, что они должны делать в студии. И поэтому всё добросовестно выполняют. А вдруг что... - На следующий сезон что-то планируете уже? - Планы есть, а как же. В первую очередь, восстановить к 20-летию лучшие спектакли. Летом народу надо будет отдохнуть. Всё-таки у нас очень большая репетиционная нагрузка. А с сентября начнём плодотворную работу. И «Сорок первого», и «Феникса» будем приводить в такое состояние, чтобы получились хорошие спектакли. Ещё нужно сайт обновить, буклет сделать. Но заняться некому. Я сам с техникой не дружу. Скоро встречусь с ректором, посмотрим, что будет. - Будут какие-то новые постановки? - Да, но я сейчас вам не скажу. Театр - это такое тонкое дело. А вдруг что... Досье Геннадий Кириллов. Заслуженный деятель культуры России, лауреат Золотой медали Виктора Розова «За вклад в отечественную культуру». Лауреат международных и всероссийских фестивалей и конкурсов. Лауреат премии имени Ленинского Комсомола. Основатель и художественный руководитель театра «Переход».

Путь в театр «Переход». Где в Рязани борются за души молодых людей
© АиФ Рязань