Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Музей на заводе. Как уличное искусство завоевывает место в культуре

На территории промзоны, расположенной вдоль Индустриального проспекта и шоссе Революции, находится завод слоистых пластиков, который производит продукцию для отделки лифтов и вагонов поездов. А на территории завода располагается музей. Он делится на две части – в одной посетители могут самостоятельно осматривать экспозицию, а со второй все сложнее, ведь большая часть граффити разбросана по территории работающего завода. Создатели музея решили не отрывать уличное искусство от привычных ему промышленных пейзажей и проводят экскурсии для интересующихся этим видом искусства.
Музей на заводе. Как уличное искусство завоевывает место в культуре
Фото: АиФ Санкт-ПетербургАиФ Санкт-Петербург
История создания
В советское время завод являлся первым и крупнейшим производителем слоистого пластика, однако в 90-е годы промышленность начала угасать и большая часть завода стала простаивать без дела. Идею о создании на свободной территории завода нечто большего, чем склады, подал сын одного из инвесторов, . Отец же, , стал Председателем Попечительского совета юного музея.
Было решено отвести под музей заброшенную часть завода с котельной и высокой трубой, остальное же оставить для специальных экскурсий. Для оформления этой территории в 2013 году создатели устроили архитектурный конкурс, а также переоформили территорию завода так, чтобы туда можно было проходить свободно и без записи. Территорию размером с гектар оформили в качестве выставочного пространства с местом для отдыха и установили рампы для скейтеров.
В 2014 году организаторы музея подали заявку на участие в параллельной программе биеннале современного искусства «Манифеста 10» и прошли. Лейтмотивом выставки стала тема войны и мира, которая отсылалась к столетию Первой Мировой войны, Casus Pacis / «Повод к миру».
«Мы предлагаем размышлять над тематикой, – рассказывает Андрей Зайцев о работе кураторов и художников. – Каждый автор работает с определенной фактурой и в своей технике. Поэтому не каждая стенка подойдет. Кто-то рисует баллончиками, и тогда не важно, по какой поверхности рисовать. А кто-то кисточками, что требует ровной поверхности».
Посвящение Революции
Сейчас в музее проходит выставка под названием «Праздник к нам приходит». Она посвящена столетию Революции 1917 года. В ней участвуют художники из разных стран и городов. Так, итальянец Milo отталкивался от семантики слова rivoluzione (ит. революция). В итальянском это означает полный круг, который небесное тело совершает вокруг Солнца. Планеты, проходящие сквозь человека иллюстрируют собственное восприятие человека каких-то изменений, в том числе революционных.
Дима Ребус, художник и иллюстратор, отобразил свое альтер-эго на бочках из-под нефти. Его стиль – акварель, и работа посвящена революционной толпе. Множество людей, каждый со своей эмоцией, собрались в толпу. Дмитрий здесь играет с сутью Музея уличного искусства: работы периодически смываются, чтобы на их месте появились новые. Таким образом, аллегорическая толпа через год будет смыта, она разойдется. Эта работа о том, что как бы долго люди не протестовали, рано или поздно все революции и протесты завершаются, стираются из памяти.
Развитие музея
В изначальный проект музея входили книжный магазин и хостел, однако денег сразу на все не хватило. Импровизированный хостел рядом с офисом музея принимает сейчас только самих художников, которые приезжают издалека для создания граффити. Сейчас музей постепенно формирует свою библиотеку.
В прошлые годы музей принимал участие в акции Ночь музеев, однако формат с большим количеством посетителей оказался не очень удобным для музея. Так как основная экспозиция расположена на действующем заводе и требуется экскурсионное обслуживание, от традиционного формата открытого ночью музея пришлось отказаться. Также, из-за массовости акции в музей пришло много неподготовленных для восприятия граффити как искусства людей, которым тоже требовалось подробное объяснение, которое музей физически не мог обеспечить. Удобным решением оказалась онлайн-трансляция, благодаря которой можно было одновременно осмотреть экспозицию и слушать экскурсовода.
Помимо экспозиции и экскурсий по работающей части завода, у Музея уличного искусства есть и отдельные неотреставрированные, по-настоящему заброшенные помещения, где также располагаются граффити. Доступ к ним ограничен, и экскурсии проводят редко. Однако в прошлом году была организована тематическая экскурсия, приуроченная к Хэллоуину, и организаторы планируют повторить этот опыт.
Выставка, посвященная Революции, продлится до 30 сентября 2017 года. Экскурсии по основной экспозиции, расположенной на территории завода, проходят круглый год по выходным.