Музеи в борьбе за посетителя: одного искусства недостаточно

Серебрякова, Де Кирико, Гараж. Дождливое лето — время ходить по музеям. Однако даже у громких выставок часто страдает сопроводительная часть — многие посетители отмечают, что информации по экспонатам могло быть больше, и изложена она могла бы быть лучше. У Серебряковой отличный «таймлайн», а, например, в Музее Зверева на Маяковке пишут о художниках с такой любовью, с какой не все говорят о собственных родных. Успех конкретной выставки зависит от куратора. Если ему есть что рассказать, а лаконичных и интересных фактов об экспонатах не мало, то посещение музея превратится из просто похода за прекрасным в настоящее погружение. Однако есть другая проблема — у нас сопроводительные материалы делают не для обычных людей, а будто для кандидатов философских наук, сетует глава отдела современного искусства «Эрмитажа» Дмитрий Озерков. Дмитрий Озерков глава отдела современного искусства «Эрмитажа» «Проблема в том, когда люди хотят дать описание, они дают описание длинными, сложными текстами, используя философские термины постмодернистского характера. Мы, допустим, в «Эрмитаже» не разрешаем нашим кураторам такие тексты писать. Текст должен быть, конечно, простой, четкий и нести какое-то объяснение, если он вообще нужен. Главное — это искусство, текст — вторичен». В европейских музеях сейчас в тренде большие этикетки и крупные буквы, чтобы никто не щурился. В России даже в очень хороших музеях некоторые этикетки могут быть не только мелкими, но и плохо подсвечены — человеку в очках не прочитать. Надежда Степанова арт-директор Института русского реалистического искусства «Многие коллеги мои считают, что чем меньше этикетка, тем лучше, потому что отвлекать внимание от картины... По мне, так от картины внимание отвлекает то, что ты не можешь прочесть, что на ней изображено. Вот честно. Если у них не висит на стенке этикетка большая, то рядом располагается некий кармашек, в который вложена такая неубиваемая пластиковая штуковина, на которой содержится все описание картины с расшифровкой, например, до героев или с интересными, опять же, историческими фактами. И мне кажется, что действительно важно очень, чтобы человек вышел из музея не только с каким-то возвышенным таким эстетическим чувством, но и с какой-то информацией в голове». Музейщики думают о форматах — бумажки — это уже прошлое. Сейчас сопроводительные материалы актуально скачивать, говорит доцент Московского гуманитарного университета Татьяна Миронова. Татьяна Миронова доцент Московского гуманитарного университета «Мне кажется, дополнительно какие-то печатные материалы были бы сегодня уже неактуальны, потому что текстовое восприятие большого объема информации большинством посетителей выставок сегодня все-таки затруднено. Если бы были такие, например, приложения в телефоне, в смартфоне, в планшете, то есть когда человек приходит в музей, например, заходит на сайт того же самого музея или по какой-то ссылке переходит, и он может дополнительно, стоя у картины или там где-то там рядышком с картиной, получать дополнительную информацию». Все это, правда, уже есть: почти во всех европейских музеях существует электронный гид, который можно скачать, подключившись к музейному же wi-fi. Другое дело, что иногда просто хочется посмотреть искусство, а не в очередной раз — в экран телефона.

Музеи в борьбе за посетителя: одного искусства недостаточно
© BFM.RU