Прикоснуться к вечности
Образцы русского и зарубежного искусства XVI - начала XX века - золотой фонд галереи, гордость её постоянной экспозиции. В 2016 году произведения впервые побывали в Третьяковской картинной галерее. С марта этого года картины снова вернулись на место. Сегодня акцент в экспозиции сделан на русское искусство. Оно представлено иконами XVI-XVIII веков, работами кисти Рокотова, Боровиковского, Тропинина, Репина, Серова, Айвазовского. Много интересных открытий связано с картинами, написанными зарубежными художниками. На эту тему в рамках недели премьер, посвящённой дню рождения галереи, открылась выставка «Живопись старых мастеров. Загадки и открытия». Ценителям искусства впервые открываются произведения, десятки лет пролежавшие в запасниках. О том, как удаётся вернуть картины к жизни, рассказала художник-реставратор масляной живописи I категории Светлана Плешивцева. Накануне мастер отметила полувековой юбилей работы, получив от Приморской картинной галереи почётный знак. «Не терплю суеты!» - Светлана Антоновна, 50 лет исполнилось мастерской, столько же трудитесь вы. Как всё начиналось? - Пришла в картинную галерею после окончания художественного училища. О специфике профессии реставратора у меня было довольно смутное представление, хотя мне всегда нравилось работать руками. Тогда галерея размещалась в небольшом здании на Партизанском проспекте, штат был небольшой - директор и два сотрудника, поэтому выбор пал на меня. Уезжая из Владивостока, работала в реставрационных мастерских им. Грабаря у известного московского реставратора Павла Баранова. Лишь после многолетней практики получила квалификацию - сначала второго, потом первого разряда. - Говорят, что в постоянной экспозиции галереи нет ни одной картины, которой не коснулась бы ваша рука. Это правда? - Согласно книге поступлений, то есть официальной статистике, - это 500 или 600 работ, на деле гораздо больше. Я поставила себе цель восстановить большемерные холсты. Сегодня в экспозиции русской и зарубежной живописи практически все картины реставрированы. Некоторые посетители не верят, что работы написаны в XYII или XYIII веке. Мы за ними тщательно следим: чтобы никто не трогал руками, соблюдался температурно-влажностный режим. Позади огромный кропотливый труд, причём реставраторам нельзя спешить. Не дай бог повредить авторскую живопись, нужно только её восполнить, очистить от поверхностных загрязнений. - Большинство картин поступили из музеев Петербурга и Москвы в 30-е годы. На какие обновлённые картины стоит обратить внимание? - С момента открытия постоянной экспозиции после длительного ремонта прошло всего три года. Не все приморцы успели посмотреть на произошедшие изменения. Более 150 произведений древнерусского, русского и западноевропейского искусства доступны для ценителей высокого искусства. Среди наиболее впечатляющих живописцев Рокотов, Брюллов, Кипренский, Шишкин, Левитан, Айвазовский, Сомов, Лентулов, Кандинский, Шагал, Рерих и многие другие. Представлены всевозможные жанры - пейзаж, портрет, этюд, натюрморт. Обширно показано и западноевропейское искусство, копии и подлинники мировых шедевров. Так, в копии неизвестного автора XVII века с картины Гауденцио Феррари «Святое семейство» легко угадывается влияние Рафаэля Санти и Леонардо да Винчи. Одно из центральных мест в экспозиции принадлежит живописной копии величайшего произведения Тициана Вечеллио «Кающаяся Мария Магдалина». Гармонично дополнили тему Ренессанса произведения «Архангел Гавриил» и «Встреча Марии с Елизаветой» неизвестных мастеров. Перед открытием пришлось провести реставрацию 80 картин. - Недавно прошёл реставрацию этюд известного русского живописца Зинаиды Серебряковой, где изображены её дочери - Катя и Тата. В чём уникальность работы? - Редкий подарок сделала галерее и всем жителям края профессорская пара Александр Клещев и Мэри Черняховская. Картина была написана сто лет назад, передавалась из поколения в поколение и, что удивительно, ни разу не была в руках реставраторов! Пережила блокаду Ленинграда, переезд на Дальний Восток, вследствие чего холст покрылся пылью, бытовыми загрязнениями, часть полотна истончилась. Картина была пересажена на новый холст, сделан новый подрамник, загрязнения удалены. Сегодня работа чистая, ею могут полюбоваться гости галереи. Картина прошла экспертизу в Москве, где было установлено авторство. Настоящим открытием для ценителей искусства стал восстановленный портрет Александра III кисти живописца XIX века Алексея Корзухина. Портрет не экспонировался во Владивостоке со времени открытия галереи. Написанный на овальном подрамнике, он наконец обрёл достойное оформление. Равная оригиналу - Долгое время скрывалась в запасниках и картина «Изгнание из рая». - Это великолепная копия работы итальянского художника эпохи Возрождения Якопо Пальмы-младшего. Искусствоведы спорят об авторе копии и точном времени написания - между XVI и XVII веком. Сначала она из века в век путешествовала по миру, а в галерее хранилась около 80 лет. Изначально пришла во Владивосток повреждённой. Ранее картина находилась в сыром помещении, имела множество потёртостей, утрат красочного слоя. Произведение размерами 178 х 183 см восстанавливали по миллиметрам целый год с помощью лупы, скальпеля. Проходя по залам, сегодня картину невозможно не заметить, невероятно светлая, она доставляет зрителям большое эстетическое удовольствие. - Самая старинная картина, которую вам доводилось реставрировать? - Одна из лучших копий Тициана «Кающаяся Магдалина», причём написана она в том же веке, когда жил художник. Признаюсь, я была в Италии, видела оригинал, но наша «Магдалина» мне нравится больше. Одна на весь Дальний Восток! - Какие картины пришлось буквально спасти на грани их гибели? - На натюрморте Фёдора Барзенкова было 24 порыва, а сегодня он как новенький. Другой пример - работа неизвестного голландского живописца XVII в. «Нападение» - единственная картина в галерее, написанная на медной платине. Полотно небольшое - 25-36,5 см, а утраты красочного слоя составляли 30%. Пришлось долго восстанавливать, изучать костюмы, быт той эпохи и страны. Я шутила, что от одной лошадки на полотне остались «рожки да ножки». Пришлось повозиться и с картиной авангардиста Аристарха Лентулова «Портрет жены» - она хранилась в рулонах, была вся помятая. Чтобы масштабному полотну изготовить подрамник, пришлось ехать в Москву. - А живопись советского периода? - Это, как правило, заказные портреты, переданные в краеведческий музей. Но они невысокого художественного уровня. Таких работ, как «Ходоки к Ленину», нет. К слову, горжусь, что лично реставрировала пять этюдов художника-импрессиониста Карла Каля, творившего во Владивостоке. Работы, выброшенные на помойку, были найдены неравнодушным человеком. - Вы - штучный специалист, вам часто приходится работать в музеях Дальнего Востока, даже за рубежом? - Вспоминаю Магадан, 18 портретов тружеников, написанных масляной краской, которые висели в парке. Шли дожди, снега, и в итоге они превратились в рухлядь. Пришлось несколько раз приезжать в счёт отпуска. В магаданском музее большое художественное собрание, есть и работы приморских художников. Работала в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске. В частной пекинской галерее интересная история получилась: китайский художник, учившийся у мастеров Франции, должен был прятать свои картины от адептов «культурной революции». Картины пострадали, пришлось засучить рукава. - Многое сделано, можно и отдохнуть? - Что вы, непочатый край работы! Советский период с фабричными холстами, грунтом плохого качества. Обращаются за помощью и частные коллекционеры. Считается, что работа ресторатора дорогая, но порой мне приходится работать за формальную сумму. Разве я буду брать большие деньги со старенькой бабушки или воина-афганца, решивших отреставрировать иконы? Важно понимать, что подпускать человека с улицы к реставраторской работе нельзя. Сегодня, к счастью, у нас тесные связи с крупнейшими музеями Москвы и Петербурга. Приезжают мастера, делятся опытом. В моём полку прибывает. Елена ЖУКОВА ДОСЬЕ Светлана Антоновна Плешивцева - заслуженный работник культуры РФ. Родилась в 1943 г. в Артёме Приморского края. Окончила Владивостокское художественное училище, отделение живописи. В этом же году поступила по направлению в Приморскую картинную галерею научным сотрудником. Стажировалась в реставрационных мастерских им. Грабаря в Москве, Иркутске, Санкт-Петербурге. Замужем. Двое детей, четыре внука и одна правнучка.