Войти в почту

Арт-марафон в Эрмитаже. Как в музее уживаются классика и современность

В начале июля в «Эрмитаже» прошел Арт-марафон, посвященный творчеству Ансельма Кифера. Открыл его Борис Пиотровский, а в лекциях и диалогах приняли участие самые разные деятели культуры: от режиссера Александра Сокурова до галеристки Елизаветы Савиной. Этот марафон является кульминацией выставки «Кифер – Хлебникову», представляющей ту часть музея, которая отвечает за современное искусство. Проект «Эрмитаж 20/21» Для главного петербургского музея тесное взаимодействие с современным искусством началось с проекта «Эрмитаж 20/21», организованного в 2007 году. Спустя несколько лет благодаря открытию здания Главного штаба проект превратился в целый отдел. Именно там разместилась постоянная коллекция современного искусства «Эрмитажа». Из небольшого проекта вырос сегодняшний Отдел современного искусства музея и именно с ним связаны самые громкие выставки последних лет. Так, еще в 2012 году за выставку братьев Чепмен «Эрмитаж» чуть не обвинили в экстремизме, что в итоге оказалось простым наветом. Группа граждан разглядела в одном из экспонатов православный крест, что привело к намеренному, по их мнению, оскорблению чувств верующих. По итогам проверки никаких мотивов к оскорблению чувств выявлено не было. Этот же отдел оказался в центре скандала из-за выставки именитого современного художника Яна Фабра. Не только посетители, но и консервативно настроенные деятели культуры выступили с критикой выставки, расположенной не только на территории Главного штаба, но и вписанной в основную экспозицию музея. Слухи и домыслы о выставке достигли своего апогея, когда люди, не посетившие её ни разу, стали призывать к бойкоту музея. В ответ на подобные призывы отдел современного искусства запустил цикл лекций и экскурсий, которые должны были помочь постичь смыслы, заложенные Фабром в экспозицию. Кифер – кто это? В случае с Ансельмом Кифером все несколько проще. Основной темой творчества Кифера является аналитика немецкого исторического наследия, трагедии холокоста и немецкой философской мысли. Эта выставка, располагающаяся в Николаевском зале Зимнего дворца, является посвящением немецкого художника русскому поэту-футуристу. Как говорит куратор выставки и руководитель Отдела современного искусства Дмитрий Озерков, в организации выставки именно в Николаевском зале есть своя закономерность. «Выставка неслучайно проводится в 2017 году, в год столетия Октябрьской революции, ведь Хлебников был пророком революции, предсказавшим ее в своих нумерологических построениях, – отмечает Озерков. – И поэтому было важно, чтобы выставка прошло не только в то же время, но и в том же месте, где все произошло. А выставка проходит в Николаевском зале, рядом с Белой столовой, где было арестовано Временное правительство». Арт-марафон как посвящение футуристу Идея Арт-марафона возникла в прошлом году. По сути, он является эрмитажной версией Ночи музеев, но с оговоркой о том, что это не просто ночное посещение, а определенный диалог. «В прошлый раз темой был реализм в искусстве – год назад во многих музеях прошли выставки посвященные этому направлению, – рассказывает Дмитрий Озерков. – Организаторы первого марафона хотели понять, имеет ли этот тренд отношение к искусству. В Петербурге такие Арт-марафоны уже проводились в 90-х, и в то время это было скорее средство для сбора денег». Территория, где проходил Арт-марафон, была поделена на несколько пространств. Это пространство музыки, где выступил Владимир Волков, композитор и участник группы «Аукцион», и Дмитрий Шубин, дирижер Санкт-Петербургского оркестра импровизации. Группа «Аукцион» часто писала музыку на поэзию Хлебникова и в своих работах отсылалась к его творчеству. В их студийном альбоме «Жилец вершин» все тексты песен являлись стихотворениями Хлебникова. В пространстве визуального искусства были выставлены работы художников и скульпторов Павла Игнатьева, Людмилы Беловой и Михаила Карасика. Проект Михаила Карасика «ПтиЦЫ и ЦЫфры» посвящен биографической составляющей личности Велимира Хлебникова. Он происходил из семьи орнитолога и сам увлекался изучением птиц, делал записи во время наблюдений. Частью проекта «ПтиЦЫ и ЦЫфры» был «Птичий атлас» со стихами Хлебникова. В одном из дворов Главного штаба был открыт перформанс-кинотеатр, основанный на хлебниковской сверхповести «Зангези». Выполненный в жанре сайт-специфик – когда постановки не являются не столько частью театра, сколько вторгаются в окружающее публичное и городское пространство – он по сути стал исследованием авторов понятия слова и времени. Также во дворах штаба прошло несколько перформансов: на основе стихов Хлебникова и перформативная лекция о неоэкспрессионизме. Теме рефлексии о холокосте посвятили показ документального фильма «Аустерлиц», снятого на территории бывших концентрационных лагерей. Выставка «Ансельм Кифер – Велимиру Хлебникову» будет экспонироваться в Николаевском зале Зимнего дворца до сентября 2017 года.

Арт-марафон в Эрмитаже. Как в музее уживаются классика и современность
© АиФ Санкт-Петербург