Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль

Он был построен по приказу Ивана Грозного в честь покорения Казанского ханства. Сегодня «пряничный домик» с цветными куполами на Красной площади мелькает в фильмах, красуется на магнитах и открытках. Для российских туристов это бренд Москвы, а для иностранцев – чуть ли не главный символ России. Несмотря на популярность собора, внутреннее убранство мало кто видел. Многие москвичи думают, что собор функционирует как музей, а службы там не проводятся. Обозреватель РИАМО сходила в Собор Василия Блаженного и узнала, что обязательно нужно увидеть внутри. Депо «Красная Пресня»: трофейный вагон и прадед современных поездов>> Храм и музей Попасть в собор сегодня можно двумя способами – по билету на экскурсию и на богослужение бесплатно. Правда, службы проводятся только по воскресеньям и большим церковным праздникам, и как правило, в нижней церкви, это не позволит увидеть знаменитые купола изнутри. Внутри собора – десять церквей, при этом девять из них – на втором ярусе, они воздвигнуты на едином основании и накрыты теми самыми разноцветными куполами. Ради того, чтобы увидеть их своды и росписи на потолках, и стоит купить билет. Экскурсии по собору водят уже почти 100 лет, с 1923 года, а богослужения возобновили только в 1991 году, когда собор перешел в совместное пользование Государственного исторического музея и РПЦ. Примерно в это же время, в 1990 году собор включили в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. За долгую историю собора его предназначение не раз менялось. Например, с 17 века это было надежное убежище от пожаров, которые в то время в Москве случались каждые 2-3 года. Хозяйственные помещения храма – подклеты сдавали в наем купцам, которые могли хранить здесь свои товары. Прочные кирпичные стены подклетов толщиной 3 метра привлекали и зажиточных москвичей, которые снимали их для хранения своего имущества. До конца 16 века во вместительной нише собора хранилась и царская казна – основное сокровище русского государства. Кроме подклетов, которые можно увидеть и сегодня, среди знаковых экспонатов первого этажа – древние иконы, ровесницы храма, а также Церковь Василия Блаженного, где хранятся мощи Святого Василия и проходят воскресные службы. Как менялся «Детский мир» на Лубянке за 60 лет>> Подкупольные храмы Чтобы увидеть главные экспонаты – подкупольные храмы – нужно подняться наверх по узкой винтовой лестнице, которая ведет из подклета. Когда-то это лестница была тайной, а сегодня по ней поднимаются все туристы. Поднявшись наверх, оказываешься в Церкви Покрова Богородицы. Это самая большая по площади и самая высокая в соборе церковь высотой почти 50 метров, которая и дала имя собору. Венчает церковь восьмигранный шатер, что зрительно устремляет ввысь конструкцию. Конечно, его нельзя не сфотографировать. Экскурсовод рассказывает, что в нем скрыта главная тайна собора: под древней фресковой росписью шатра виден текст, который и является закладной летописью, где указана дата окончания строительства собора. При желании под шатром можно увидеть и горлышки голосников – кувшинов, которые встроены в стены для хорошей акустики в церкви. Здесь же можно увидеть рамочный иконостас с роскошной резьбой по дереву и позолотой, нехарактерной для 16 века. В 18 веке он был перенесен сюда из собора Черниговских чудотворцев Московского Кремля, который до нашего времени не сохранился. Среди церквей, в которые также стоит зайти – Церковь Троицы с белым потолком. Хотя Троицкая церковь проще по конструкции, чем Покровская, вместо шатра здесь– восьмигранный барабан и свод, зато красная спиралевидная восьмиконечная звезда на фоне древней побелки привлекает внимание фотографов, любителей современного искусства и конспирологов. Если смотреть на потолок долго, то возникает эффект калейдоскопа – иллюзорности движения изображения, так что начинает кружиться голова. Но экскурсовод отмечает, что скрытых смыслов в этой звезде нет, она нужна лишь для того, чтобы мы ощутили 20 метровую высоту, стоя внизу. Еще один экспонат, который нельзя пропустить, – соборная икона Троицы, написанная в 17 веке. Эта копия «Троицы» Андрея Рублева находится в иконостасе церкви. Один из самых маленьких храмов собора – Церковь Александра Свирского, площадью всего 8 квадратных метров. Как и в главной церкви собора – Покровской – конструкция представляет собой «четверик на восьмерик», а роспись имитирует кирпичную кладку и белый камень. Под сводами храма – все та же «калейдоскопная» восьмиконечная звезда. Рассмотреть стоит и древний иконостас, в котором есть иконы старше собора. Единственный минус маленького храма – теснота, из-за чего рассмотреть экспонаты в толпе посетителей довольно сложно. Что касается служб, то, по одной из версий, это были частные панихиды для родственников воинов, погибших под стенами Казани. Москва сейчас и 100 лет назад >> Видовые галереи Всего в экспозиции музея более 400 икон и около 800 экспонатов. Но самое интересное – то, что здесь можно перемещаться во времени – увидеть интерьеры 16 и 17 века с кирпичным полом и кладкой того времени, а также более поздние – 18 и 19 века, имитацию кладки и белокаменные полы. Особого внимания заслуживает главный парадный вход в собор, потолок которого плоский. Это одно из самых светлых мест, поэтому многие туристы здесь делают фото-паузу. Сейчас древняя кладка закрыта росписью под кирпич, а сама конструкция потолка для 16 века уникальна. В те время кирпичный плоский потолок был редкостью, что дает возможность предполагать, что Покровский собор все-таки построили итальянские зодчие. В те времена именно итальянцы были лучшими мастерами по работе с кирпичом. Для посетителей на экскурсии интерес представляют не только церкви и древние иконы, но и обходные галереи и так называемые гульбища, из которых можно запечатлеть главные достопримечательности Москвы: Спасскую башню, Красную площадь и ГУМ. Эти проходы очень узкие, но это не мешает посетителям толпиться в них ради удачного кадра. Курьяново: московская «деревня», где время остановилось>>

Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль
© РИАМО