"…Избегая катастрофы": армянское искусство в поисках новой стратегии
Лилит Арутюнян, Sputnik. Выдержки из газет и журналов, необычные фотоэтюды, постеры с социальным подтекстом, интересная серия объектов, которые сам художник назвал "Не красные флаги", а также винтажный стул, скалка для теста… Такой разнообразной и неоднозначной открывается перед посетителями выставка Арчи Галенца – художника, искусствоведа, куратора.Арчи Галенц Арчи является внуком двух выдающихся деятелей искусства: живописца Арутюна Галенца – с отцовской стороны и скульптора Николая Никогосяна – с материнской. Художественный опыт искусствоведа не только богат и разнообразен, но и, так сказать, интернационален. Родился и вырос он в Москве, учился в Ереване, а продолжил учебу и творческую деятельность в Берлине. Именно здесь он основал и уже около десяти лет руководит арт-пространством InteriorDAsein, которая дает возможность молодым, но талантливым художникам выставлять свои работы. Кроме того, посредством арт-пространства Галенц представляет в Европе современное армянское искусство. Ассоциация для репрезентации искусства Экспозиция "Временная шкала. Избегая катастрофы" — далеко не первая персональная выставка Галенца в Ереване. Сам художник отмечает, что она организована не просто так, а с определенной целью. "В 2008 году я основал арт-пространство. Это не коммерческая галерея, не музей, а именно пространство художника, где состоялось большое количество различных экспозиций… Данная выставка представляет десятилетний опыт работы и как бы апеллирует к местному художественному сообществу для создания независимой ассоциации", — рассказывает искусствовед. Запуск ассоциации под рабочим названием "Henaket" планируется осенью. Она будет представлять собой единую культурную площадку для деятелей искусства Армении и диаспоры, цель которой — долгосрочные исследования и поддержка репрезентации армянского визуального искусства.Картины художника Арчи Галенца "Вопрос состоит в создании элементарного поля для коммуникации, в котором сегодня есть необходимость. Организация возьмет на себя ответственность представлять армянское визуальное искусство за рубежом, тем более что за десять лет существования этого пространства у меня наладились очень хорошие связи с прессой, то есть выставки, которые там проводятся, освещаются в Бостоне, Праге, Берлине…", — отмечает художник. Художественная репрезентация как часть дипломатии По мнению Галенца, современное искусство – это, с одной стороны, важный инструмент познания, с другой – важный инструмент консолидации общества. "Но есть и третья сторона: искусство – это часть дипломатии. В этом я убедился именно в Германии. Эта страна очень активно использует искусство как одну из направлений дипломатии. Министерство иностранных дел Германии финансирует и курирует все культурные проекты, которые реализуются за пределами страны", — рассказывает художник. Галенц считает, что Армении также необходимо иметь культурную политику и определенную стратегию для того, чтобы представлять свое искусство за рубежом. "На международных площадках, в том числе и на престижном Венецианском биеннале наша страна всегда представлена на уровне каких-то разрозненных инициатив. Призванные сразу всех удивить, они не оставляют после себя ни анализа, ни серьезных каталогов", — отмечает он. Искусствовед признается, что долгое время пытался наладить связи с министерством культуры Армении и посольством Армении в Германии, но безрезультатно. Сейчас же он намерен сначала вызвать общественный интерес к данной инициативе, чтобы государство обратило на это внимание. "Пока налаживаешь связи с одним послом – он меняется. По своему опыту я понимаю, что пока не будет общественного интереса, государство не возьмется за ту или иную инициативу", — подчеркивает Галенц. Немного интригующее название выставки неслучайно: на экспозиции почти полностью представлена переписка искусствоведа с Минкультом, начиная с 2010 года, которая раскрывает различные изъяны культурной политики нашей республики.