Войти в почту

ВладиРОКсток«ВладиРОКсток-96″ стал первым крупным международным музыкальным фестивалем рок музыки после открытия Владивостока. Для иностранцев город был закрыт до 1992 года, а для жителей СССР — до 1988 года. Поэтому ни о каких концертах с приглашением известных музыкантов, и тем более иностранцев, раньше не могло быть и речи. А в программе «ВладиРОКстока» были заявлены «ДДТ», «Аквариум», и три американские группы: The Posies, Supersuckers, Goodness (правда, The Posies не смогли приехать из-за проблем со здоровьем у одного из музыкантов). И фестиваль с таким составом в 1996 году воспринимался как нечто волшебное, чего никогда раньше в городе не было. Вот как пишет о «ВладиРОКстоке» Руслан Вакулик, один из организаторов фестиваля:«Шекспир момента был в том, что всё внезапно совпало. Власть во Владивостоке стала более открытой к идеям, о которых ещё пять лет назад можно было даже не заикаться. Бизнес-атмосфера в городе позволила убедить несколько крупных компаний помочь своими активами — и в проекте приняли участие такие бренды, как Daewoo, Washington Apple Commission, Alaska Airlines, Coca-Cola, Mars и многие другие. Во Владивостоке к тому моменту уже появилась и работала сильнейшая команда музыкальных промоутеров в лице компании „XXI Век“, чей опыт и связи позволили привлечь к фестивалю „ДДТ“, „Аквариум“ и обеспечить площадке отличное техническое оснащение». Помимо по-настоящему сильных хедлайнеров в фестивале участвовали местные группы, в основном из Владивостока (из Хабаровска на фестиваль приехала только группа Trek). Перед фестивалем организаторы провели большой музыкальный марафон на радио New Wave, это были отборочные туры среди местных групп, которые боролись за право выступить. Музыканты давали концерты каждые выходные, за них голосовали, и на радио выставляли баллы, позволявшие пробиться на фестиваль. Кроме того, «ВладиРОКсток» стал первым фестивалем, который был проведён в крупном формате, на спортивном стадионе. Он начался 21 сентября в 11 утра, и пошёл не по плану. Утром зрителям позволили сидеть на боковой трибуне стадиона, а сцену разместили на поле за воротами, перпендикулярно трибуне. Музыканты играли лицом к пустому футбольному полю, а зрители вытягивали шеи, напрягали зрение и слух. Один из участников фестиваля вспоминает:«Аквариум» должен был выступать после местных групп, в час дня. По мере приближения назначенного времени кое-где на трибунах начинали вяло призывать БГ. Борис Борисович выдвинулся в поле, и тут уж народ заорал, засвистел, и со всех сторон побежали корреспонденты. Добившись эффекта, Гребенщиков принялся давать интервью. Рядом с БГ появился мэр Владивостока Толстошеин, и, оживлённо беседуя, они проследовали к сцене. Гребенщиков хотел подняться на подмостки, но не тут-то было — мэр приобнял его, что оперативно запечатлели фотографы. После этого Толстошеин забрался на сцену, откуда разразился речью, которую было практически не слышно, но я уловил что-то типа «представляю вам моего друга Бориса Гребенщикова и желаю ему успешного выступления».После того, как политический вопрос был отработан, «Аквариум», наконец, заиграл, и БГ даже попытался что-то спеть футбольным воротам, но тут же прервался — получалось уже совсем не смешно. Он обернулся к трибуне: «Ну что вы там сидите? Давайте сюда». Народ недоверчиво косился на сплочённые ряды милиции. «Идите, мэр разрешил!» — подбадривал БГ, и неизвестно откуда пришла команда, заслоны расступились, кто-то крикнул: «Пускают!» и начался сход с трибун — бегом, прыжками, через забор. С этого момента фестиваль стал похож на фестиваль и был фактически спасён". На сцену в тот день вышло больше 10 групп, а на стадионе побывали 7500 зрителей. Фестиваль закончился в 9 вечера прощальной песней ДДТ «Это всё». С другой, немузыкальной стороны, «ВладиРОКсток» стал важным опытом международного сотрудничества, поскольку оргкомитет фестиваля представлял собой команду из американцев и русских.— "ВладиРОКсток" можно сравнить с фестивалем VRox. Кстати, перед первым VRox на меня выходили его организаторы и подробно расспрашивали: как, по какой схеме был организован фестиваль 1996-го года. И даже отголосок названия «ВладиРОКсток» звучит в слове VRox, более сокращённом, современном варианте. Мне кажется, VRox назван так не случайно, — считает Руслан Вакулик. — На момент 1996 года «ВладиРОКсток» выдал самую актуальную музыкальную картинку Владивостока. Там были все самые известные музыкальные команды города, топовые российские группы и ещё молодые, подающие надежды американские рокеры. «Приморские струны»Нельзя сказать, что бардовская песня после открытия Владивостока получила второе дыхание. Напротив, в 90-х годах фестивальное движение бардов стало «одним из» на Дальнем Востоке. При этом авторская песня по-прежнему очень популярна: крупнейший фестиваль бардовской песни Владивостока «Приморские струны» ежегодно собирает гостей и зрителей со всего края. Начинались «Приморские струны» в 1976 году в городе Арсеньев как «Конкурс туристической патриотической песни», но уже через год фестиваль переехал во Владивосток. Проводил его Краевой комитет комсомола, а председателем жюри была первая в мире женщина — капитан дальнего плавания Анна Щетинина. В 1979 году «Приморские струны» опять переезжают, теперь на берег Шаморы (пригород Владивостока — DV), и с тех пор фестиваль проходит в условиях туристического лагеря, под открытым небом. В 1980-х годах на фестиваль приезжали известные музыканты: Олег Митяев, Виктор Берковский, Александр Мирзаян, и другие. В девяностых и «нулевых» фестиваль продолжает собирать бардов со всего Дальнего Востока и приглашать гостей из центральной России и даже США. По данным сайта festivals.com, в 1999 и 2000 годах «Приморские струны» вошли в мировой каталог «500 фестивалей мира», сформированный в Лондоне. В 2000 году «Струны» вновь переезжают, на этот раз в бухту «Три поросёнка», а в 2016 году — на остров Русский.В последние годы способ существования фестиваля сильно поменялся.— В течение 25 лет «Приморские струны» поддерживали краевые власти. Поэтому из Москвы и других городов на фестиваль приглашали известных и интересных авторов. Но всё это шло по линии комсомола. Затем — ещё несколько лет назад — нам удавалось находить спонсоров, а сейчас ситуация иная: фестиваль не финансируется извне, мы всё организовываем сами, — говорит директор фестиваля Людмила Жердзинская.Фестиваль проходит в начале сентября. Каждый год — новая тема. В 2016 году «Приморские струны» были посвящены женщинам, в 2015 году — романтикам. Фестиваль этого года (сороковой по счёту) будет посвящён юбилею «Струн». Ко всем участникам предъявляются определённые требования, одно из них — начинать выступление с исполнения своей любимой песни классиков авторской песни: Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Юлия Кима и других. — Главное наше условие — игра на акустической гитаре без всяких примочек и «джеков». Как Высоцкий — и в горы брал гитару, и куда угодно. И своими песнями он вдохновлял. Так же и у нас: авторская песня должна быть искренней, она должна быть откровением: человек открыл для себя некую истину и хочется ей поделиться, — рассказывает Людмила Жердзинская. — Кроме того, мы хотим, чтобы песни были жизнеутверждающие. И Визбор, и Окуджава, и Высоцкий писали о людях, судьбах, событиях, интересных в своей сути. Мы постарались повернуть фестиваль в эту сторону.Ежегодно в программе фестиваля основные конкурсы идут по разным направлениям: «Автор-исполнитель», «Автор музыки», «Автор», «Исполнитель», «Дуэты и ансамбли». Для участников от 6 до 16 лет — детский конкурс «Синий краб». — Наш фестиваль уникален, поскольку мы развиваем свою территорию. Уже давно мы не приглашаем «мэтров» и просто бардов из других регионов страны, поскольку в Приморском крае достаточно своих интересных авторов, и мы считаем, что именно их нужно продвигать, — считает Жердзинская. — С 2011 года мы записываем в своей студии неизвестных авторов из Приморья — тех людей, у которых есть хорошие песни, но нет возможностей для качественной записи. К 2017 году мы записали порядка 50 таких бардов. Рейвы Электронная музыка добралась до Дальнего Востока в конце 1990-х, но массовые «опен эйры» стали популярны в середине «нулевых». В эти годы вечеринки из клубных разрастались в рейвы под открытым небом, а дискотеки приобрели тематический характер, поп-музыка сменилась на электронную. Одними из первых стали рейвы на берегу бухты «Патрокл» — несколько «опен эйров» в 2003 и 2005 годах, которые устраивала промо-группа «Небо». Ravefugees — серия других известных рейвов, которые проводит команда United Movement на острове Желтухина. Остров Желтухина — последний, самый южный в архипелаге императрицы Евгении, он находится в 39 километрах южнее от Владивостока. Остров небольшой, скалистый, с лиственным лесом и галечным пляжем.А ещё остров Желтухина необитаемый, и это позволяет создать особую атмосферу рейва. Вот как анонсировали организаторы один из Ravefugees: «Душные лабиринты ночных клубов — это лишь заменитель, которым приходится пользоваться, пока погодные условия не позволяют активно веселиться на воздухе. Поэтому летом происходят самые интересные и запоминающиеся танцевальные мероприятия. Свежий воздух, ночное небо, танцпол на сырой земле, а не на клубном паркете, ощущение пространства и вместе с тем — единения с окружающими, эко-эмпатия танца — именно этого мы ждём каждый год от нашего прекрасного южноприморского лета. Мы предлагаем беспрецедентный рейв-авантюру, оупен-эйр в колумбовских условиях. Для тех, кто смел и решителен, кто не остановится, чтобы исследовать новые территории танцевального опыта, опыта восприятия танцевальной музыки там, где она не звучала с самого сотворения мира. Для тех, кто отвергает комфорт ночных клубов в пользу лавины по-настоящему сильных впечатлений, доступных исключительно рейв-конкистадорам!» Обычно рейверы десантируются на Желтухина вместе с местным диджеями в начале сентября и живут на острове два дня в палатках. Рейв настолько полюбился участникам, что каждую осень United Movement проводят поствечеринку «Свидетели Желтухина», но уже в клубе. Ещё два знаковых рейва — Double Energy и Peace, Love, Unity, Respect (P.L.U.R.) — проводила промо команда Drop Force на мысе Токаревского с приглашением зарубежных диджеев. С 2008 по 2011 годы рейвы на «маяке» собирали до 1200 человек. — Рейвы на маяке попали прямо в разгар бума электронной музыки во Владивостоке. Рейв Double Energy, как и все мероприятия промо группы Drop Force, основывался на качественной подаче: идеальный музыкальный подбор, известные диджеи, играющие актуальный и качественный контент. Это была и новая для города визуальная составляющая, раньше отношение к рекламе и дизайну мероприятий было посредственным, — говорит один из участников Double Energy Павел Патлах. — Для рейвов на маяке люди были уже более подготовлены, чем для мероприятий, например, на «Патрокле» (которые проходили на заре электронной музыки во Владивостоке). Плюс мы задействовали рекламу на телевидении и радио, распространяли флаеры и оставляли афиши во многих популярных местах. Поэтому на наши рейвы приходило очень много людей, далёких от электронной музыки, но они проникались атмосферой. В последние годы во Владивостоке не проходит крупных рейвов, вечеринки переместились обратно в клубы, а электронная музыка в целом вызывает меньше интереса, чем в «нулевые». «Простор»Фестиваль, который сейчас носит имя «ДВигай на простор», в обиходе называют проще — «Простор». Кстати, именно так он назывался с 2005 по 2007 годы. Первый «Простор» в 2005 году прошёл сразу в Хабаровске и Владивостоке, а все последующие фестивали базировались либо в одном, либо в другом городе.— Первая причина того, что фестиваль больше не проводили сразу в двух городах в том, что это слишком затратно, — говорит Татьяна Чёрная, представитель организатора фестиваля «ДВигай на Простор». — А другая причина — в идее связи. Хабаровчане обожают Владивосток и часто путешествуют по Приморью. Много жителей Хабаровска было на фестивале 2015 года. И мне кажется, что приморцы стали относиться лояльнее к Хабаровску благодаря фестивалю. В общем, площадка только в одном городе даёт некий туристический «фан»: можно съездить к соседям, погостить, послушать музыку. Кроме того, мы даже проводили конкурс для иногородних жителей, в рамках которого можно было выиграть поездку на фестиваль. Мы хотели, чтобы люди больше общались и больше путешествовали. В следующий раз после 2005 года «Простор» приезжал во Владивосток в августе 2013 и августе 2015 годов. Хедлайнерами в 2013 году были «Звери» и «Чиж & Co», в 2015 — The Rasmus и «Иван Панфиlove». А последний фестиваль прошлого года (хедлайнером его была группа «Мумий Тролль») собрал рекордное количество гостей — 40 000 зрителей, причём не только дальневосточников, но и жителей Сибири. — Разница между хабаровскими и владивостокскими «Просторами», прежде всего, в том, что в городе проведения всегда выступало больше местных групп. Кроме того, мы старались учитывать, что приморцы лучше знакомы с фестивальной культурой и поэтому более критично ко всему относятся. Что касается света, оборудования, то это всегда было на высшем уровне. Шоу с The Rasmus было потрясающим с точки зрения оборудования, качества предоставляемого звука, света, машин… Сцена выглядела волшебно. Плюс к этому пошёл мелкий дождик, в воздух выбрасывались мелкие конфетти, всё это было очень красиво, — вспоминает Татьяна Чёрная. А главное отличие «Простора» от VRox в том, что первый в большой степени ориентирован на местное музыкальное пространство, считает она. — Хотя мы пытались выйти на международную платформу, пригласить зарубежных хедлайнеров, но всё же работали в большей степени на местные рок-группы. Формат VRox’а более широкий, включает группы зарубежья, в том числе из Азии. А «Простор» заточен под местные группы и поддерживает именно их, — продолжает Татьяна. — Вообще к нам приходило много заявок от недальневосточных групп, они также хотели поучаствовать. Заявки поступали из Петербурга, Казани, Екатеринбурга — в общем, со всей страны. Мы всем отказывали: в конкурсе между группами, которые могли выйти на сцену «Простора», участвовали только дальневосточники. Без исключения. Это не касалось лишь хедлайнеров.Участие в «Просторе» помогает многим молодым группам в продвижении. Так, группы The Starkillers и Starcardigan после выступления и побед на «Просторе» стали известны и получили возможность отправиться в крупные концертные туры. Однако в 2017 году фестиваля не будет: главный спонсор мероприятия решил «сосредоточиться на других проектах». V-ROX Главный рок-фестиваль Владивостока и одно из крупнейших музыкальных событий Дальнего Востока прямо сейчас — V-ROX Первый фестиваль прошёл в 2013 году, а V-ROX этого года станет пятым по счёту. За эти годы он даже приобрёл свой слоган — We V-ROX you!На фестиваль каждый год съезжаются музыканты со всего света. В прошлом году на V-ROX приехали Shadowclub — рокеры из Йоханнесбурга, ЮАР. В этом году фестиваль начнётся 4-го и закончится 6 августа на Спортивной набережной Владивостока — своём постоянном месте проведения, и других, более мелких, площадках. Основатель и идейный вдохновитель фестиваля — лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко. Он считает, что V-ROX создан для открытия молодых талантов и их развития. — Идея фестиваля V-ROX — идея открытий. Несмотря на огромное количество доступной виртуальной информации, карьеры артистов буксуют, а публике недостаточно героев, которых можно увидеть своими глазами. Мне хочется, чтоб в реальной жизни люди встречались, понимали, что происходит вокруг них, а также открывали самих себя.Владивосток — молодой город, и люди, в основном, тут живут молодые и потенциально амбициозные, в меру творческие, открытые любым идеям. Масштабные творческие лаборатории — это путь, как эти идеи забросить в котёл, снабдить специями, заставить забурлить и получить новый, интересный и конкурентоспособный продукт, — заявил СМИ Илья Лагутенко. Только в прошлом году на фестиваль слетелись 150 команд из 12 стран. Девизом был выбран слоган «Люди. Искусство. Космос». В целом по подсчётам организаторов аудитория составила больше 50 тысяч человек. В течение трёх дней фестиваля шли также кинопрограмма, образовательная и спортивная программы. Для фестиваля этого года темой выбрана экология.— 2017-й объявлен в России Годом экологии, и мы уже запустили серию музыкальных эко-субботников в партнёрстве с проектом «Остров мечты» и администрацией Владивостока, — рассказал Лагутенко. — Также весомая часть фестиваля будет отведена Японии и её культуре во всех проявлениях: от еды и музыки до мастер-классов по традиционным японским искусствам. К нам собирается десант современных художников: например, Gary Baseman, известный россиянам по мультсериалу «Любимчик» на Первом канале. Он встретится с приморскими художниками и всеми, кто увлекается анимацией. Также уличный художник, работающий под псевдонимом Sonny, распишет один из фасадов зданий Владивостока историей амурского тигра, в рамках мирового проекта для канала Discovery при участии фондов IFAW и «Земля леопарда». Ещё ожидается презентация эксклюзивной «Морской» коллекции модельера Гоши Рубчинского. Но не хочется раскрывать всё сразу. На этот раз во Владивосток приедет больше 300 музыкантов со всего мира. Уже известно, что на большой фестивальной сцене выступят звёзды китайских тусовок The Big Wave, радиодива из Сингапура Vandetta, эко-активисты и Lightcraft из Индонезии и проект из Владивостока, названный по имени солистки — Mescheryakova. В программе также заявлены Filligar (США), Echo & Tito (Израиль), Graham Candy (Новая Зеландия), Хаски (Россия), LudiSTELO (Южная Корея), Uhnellys (Япония), Rec On (Монголия).Оргкомитет фестиваля обещает не только расширять географию, но и уделять внимание молодым музыкантам Дальнего Востока. «На земле, в небесах и на море» — слоган грядущего V-ROX.

Музыка у моря
© Дальний Восток