Давид Смелянский: Любой спектакль – это авантюра
Sobesednik.ru пообщался с генпродюсером Театра мюзикла и Et Cetera Давидом Смелянским на его юбилее. 12 июля в ДК имени Горбунова отмечал свое семидесятилетие генеральный продюсер Театра мюзикла и Et Cetera Давид Смелянский. Пока снаружи полстраны нервничают по поводу погоды, политики и отмены в Большом театре балета «Нуреев», в Театре мюзикла все хорошо. Намедни там собирались гости на юбилей Давида Смелянского, известного российского импресарио, профессора ГИТИСа, председателя совета директоров театров России и прочая, прочая – у Смелянского много титулов и много проектов, театральных, музыкальных, фестивальных. Продюсер – это такой тайный бог, от него в театре зависит почти все: успех гастролей, вручение премий и появление звезд. А сам он при этом не любит телекамер. Так, например, Давид Яковлевич пришел на свой юбилей с внучкой Лизой, говорил тихо, мало и конкретно. – Сегодня мне все желают подольше работать. И ведь правда, для меня работа – а она всю жизнь была связана с театром и музыкой – это главный драйв и счастье, – сказал Давид Яковлевич Sobesednik.ru, – а если счастлив – значит, старости нет. В сентябре открываем новую площадку Театра мюзикла в кинотеатре «Россия» – покажем «Принцессу цирка». Впервые этот спектакль сделан с участием настоящего цирка – то есть так, как мечтал Имре Кальман. Никто так еще не делал. Я все спектакли люблю, как детей, и все они появлялись в сложных ситуациях – легких не бывает, не верьте. Случалось ли мне снимать спектакли? Да. Приходилось. Не из-за цензуры. Качество не удовлетворяло. Жизнь разные ситуации подкидывает, и надо иметь возможность быть честным по отношению к себе и зрителям и решать этот вопрос кардинально. Важен только личный гамбургский счет. Вообще-то выпуск любого спектакля – это жуткая авантюра, и конечного результата никто не знает. Только продюсер. – Вы преподаете в ГИТИСе. Скажите, есть проблемы с подрастающими продюсерами? – Вот именно, «подрастающими». Это и есть проблема – продюсером и режиссером не может быть человек, у которого весь жизненный опыт – это походы в булочную. Учиться на продюсерский факультет приходят дети, и они еще лет пять будут детьми, но не принимать их я не могу по закону. Это вот раздражает, но я тут ничего не могу сделать. Поздравить Смелянского приехали театральные директора и режиссеры – Кирилл Крок, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Валерия Ланская, был Андрей Кончаловский (его спектакль «Преступление и наказание» идет в Театре мюзикла), да только на фуршет не остался – говорят, поехал ужинать в свой ресторан на «Белорусской». В этот вечер в честь юбиляра Денис Мацуев играл джаз. Это он, кстати, называет Смелянского импресарио: – У нас с Давидом Яковлевичем бурный творческий 15-летний роман. Он мой друг. И это он придумал наш фестиваль «Крещендо». Ростропович называл его Дягилевым, и я с ним совершенно согласен. Потому что он патриарх продюсерской школы и великий импресарио из России. Мы сейчас, конечно, подняли бы бокалы, но профессиональным музыкантам нельзя – у нас только контрабасист пьет на сцене. Говорит, для укрепления пальцев. Денис Мацуев на сцене шутит отлично. И не только словами. Как он играл на рояле! Он даже ногой может. И в ноты попал, честное слово.