Войти в почту

Монтрё двойного действия

В швейцарском Монтрё закончился 51-й международный джазовый фестиваль. Его организаторы в течение 16 дней смогли привести на концерты 230 тыс. зрителей и продать 90 тыс. билетов. Итоги подводит Борис Барабанов.

Завершился 51-й Montreux Jazz Festival
© Reuters

К 51-му Montreux Jazz Festival в очередной раз были переоборудованы три основные сцены конгресс-центра Монтрё — те, куда продают билеты. Но едва ли не самой большой гордостью фестиваля остались многочисленные бесплатные концерты и мастер-классы. По-прежнему престижными были и конкурсы молодых певцов и инструменталистов, в которых регулярно принимают участие выходцы из постсоветских стран.

В ежегодном состязании молодых гитаристов победил 25-летний шведский музыкант Каспер Агнас. Среди пианистов лучшим оказался житель Нью-Йорка Эддисон Фрай (третье место в этой дисциплине занял выпускник академии имени Гнесиных Андрей Марухин). Среди вокалистов сильнее всех, по мнению жюри, был Александр Лёвмарк из Гётеборга.

В этом году музыка на Montreux Jazz Festival не умолкала ни днем, ни ночью, причем ночью бушевали не только дискотеки, но и профильные джем-сейшены. Например, совершенно неожиданно на сцене Montreux Jazz Club появился певец и пианист, лауреат Grammy Джейкоб Колье. Представлял его неутомимый Куинси Джонс, а партнером на сцене стал Йохан Нильсон из шведской группы Dirty Loops. Концерт назначили на половину второго ночи, в зале собрались все, кто еще оставался на фестивальных площадках: рядом сидели и стояли волонтеры, охранники и, например, музыканты группы Kasabian, которые только что отыграли полноценное шоу в Auditorium Stravinski.

Джейкобу Колье 22 года, среди прочего он знаком многим по интернет-проекту #iHarmU, в рамках которого музыканты со всего мира присылали ему вокальные дорожки, а он в своей домашней студии, опять же только при помощи вокала, делал для этих треков полноценные аранжировки. Во время ночного концерта в Монтрё Колье не стал делать акцент на своих технических навыках, он просто пел и играл на рояле, импровизируя на известные темы Джорджа Бенсона, The Beatles и Стиви Уандера, и этого оказалось достаточно, чтобы все были счастливы.

Никак не мог расстаться с Монтрё и канадский автор и исполнитель Чилли Гонзалес. В течение одних суток он дал сольный концерт в Auditorium Stravinski, провел мастер-класс в Petit Palais и устроил затяжной ночной джем.

Среди хедлайнеров в этом году особенно выделялись дуэты. Можно долго размышлять, почему именно в 2017 году самой эффектной формой концерта стал не монолог, а диалог. Возможно, дело в том, что сейчас дефицит коммуникации является проблемой, выходящей далеко за рамки музыкальной тематики. Как бы то ни было, в Монтрё самыми яркими были парные программы: классики электроники Yello (см. “Ъ” от 14 июля), блюзмены Тадж Махал и Кеб Мо, активно продвигаемая индустрией группа Royal Blood, панки The Slaves и абсолютные фавориты корреспондента “Ъ” The Kills.

Тадж Махал, игравший на заре карьеры еще с The Rolling Stones золотой поры, и его младший, но тоже не юный коллега Кеб Мо дали концерт хоть и камерный, но гораздо более зажигательный и живой, нежели, скажем, превозносимая прессой Соланж Ноулз. В нем чувствовалось дыхание настоящей американской музыки, на которой выросла половина нынешних звезд.

Разочаровали Royal Blood. Несмотря на громкость и масштаб шоу, в их песнях не было той искры, которая была у The Kills. Royal Blood сочиняют не песни, а риффы, которые сами по себе, наверное, могут неплохо работать в саундтреках к видеоиграм или добавлять веса каким-нибудь «Трансформерам». Но жизни в этом мало. Выступавшие в один вечер с Royal Blood молодые люди из хардкор-дуэта Slaves выглядели гораздо более искренними персонажами. Что уж говорить о The Kills. В дуэте трудится Элисон Моссхарт — самая яркая девушка на современной рок-сцене, а в партнерах у нее — словно высеченный из гранита гитарный герой Джейми Хинс. Выступление, во время которого он стоял с гитарой, а она перед ним на коленях и его пот капал ей на лицо, едва ли возможно забыть.