Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Леонад Сметанников: Саратову не хватает памятника Лидии Руслановой

, человек-легенда, народный артист СССР, первый исполнитель песни Тухманова «День Победы», профессор консерватории и ведущий солист оперы ответил на вопросы корреспондента «АиФ - Саратов».

Леонад Сметанников: Саратову не хватает памятника Лидии Руслановой
Фото: АиФАиФ

«Люблю от души»

Видео дня

- Леонид Анатольевич, вы много лет живете в Саратове, причем в центре города. Как, по вашему мнению, он действительно меняется?

- В Саратове живу более 50 лет, с 1966 года. Он стал для меня родным, люблю его от души. И переживаю, чувствую свою сопричастность ко всему происходящему, особенно после того, как стал его почетным гражданином. Стараюсь представить и показать Саратов с хорошей стороны. Например, 10 августа пройдет концерт в Москве. Планирую петь «Величальную Саратовской области» с ансамблем из нашего региона, это гимн, написанный нашим талантливым композитором Игорем Дородновым. А еще - «Вдоль по Питерской». За свою жизнь бывал во многих странах мира, видел много городов. В городах Самаре, Воронеже, Тамбове жизнь намного многограннее, современно-интереснее. Саратов действительно, становится лучше. Его имедж поднимается! Надеюсь, это движение вперед продолжится и в будущем.

- Чего не хватает Саратову?

- Пожалуй, не хватает красивых исторических мест, памятников. Посмотрите, Казань, Москва, Нижний Новгород, огромное число скульптур на улицах, на каждом шагу информация, рассказывающая о прошлом. Что мешает нам представить иэту информацию? По улицам гуляют студенты, их много, что они знают о памятных местах? Ничего!

Получается так: сначала Советская власть не сохранила историю города, затем, в 90-х, это продолжилось. Не нужно возрождать историю, она и так существует помимо нас, независимо от желания власть предержащих. Нужно постепенно делать то, что не сделано: устанавливать памятники, которые давно должны были появиться. И этот процесс, к счастью, идет. У нас в последнее время появились скульптуры О.Табакову, О.Янковскому, К.Петрову-Водкину. Но есть и люди, которые несправедливо забыты. Например, Ларионов, написавший всемирно известную «Калинку». Да, есть памятная доска на доме, но этого мало. И, конечно, обязательно нужен памятник великой нашей землячке, исполнительнице русских песен .

На проспекте Кирова, у Консерватории имени Собинова, есть аллея звезд, такая же - на набережной Космонавтов. Это хорошие идеи, я бы наполнил их новыми именами, дал новую жизнь этим проектам. Не нужно стесняться назвать улицы именами известных саратовцев, выдающихся деятелей. Так делают во всем мире, это здорово!

Между тем, к Консерватории, символу нашего города, подъезжают автобусы и с российскими туристами и с иностранными. Они гуляют, покупают сувениры. При этом в областном центре нет речного вокзала, отсутствует современный железнодорожный, аэропорт новый только строится. А ведь это все лицо города!

Фестивалю 30 лет

- Молодые актеры, певцы, часто говорят о небольших зарплатах, которые не делают эту профессию в Саратове престижной и привлекательной. Возможно, пришло время и здесь что-то менять?

- Конечно! Первое, самые ведущие солисты и актеры в театрах должны получать больше, и их мало, 3-5% от числа труппы. Именно они лицо и реклама любого театра. Второе, цены на билеты должны немного вырасти. Сейчас они минимальны. И третье, молодые актеры и певцы должны чаще выходить на сцену. Считаю, основа репертуара должна составлять более 20 спектаклей, сегодня их 10-12. Конечно, понимаю проблемы руководителей театров. Как это сделать, когда финансирование не позволяет? Значит, нужны деньги.

- Не кажется ли вам, что ежегодный Собиновский фестиваль, который проходит в мае, мог бы стать одним из первых в стране. Он хорош, но не самый значимый, к сожалению.

- Фестивалю 30 лет. Он, конечно, обновляется, и я к каждому выступлению на нем готовлю что-то новое. Возможно ему стоит начать меняться? С другой стороны, у него же жесткая структура, сложившаяся годами. Теперь он называется музыкальным фестивалем, а не оперным. В любом случае то, что делает художественный руководитель и дирижер достойно уважения. Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Почему бы властям и области, и города не начать продвигать Собиновский в качестве бренда региона, страны и пригласить побольше корреспондентов для освещения в СМИ России, как было и раньше.

Кстати, видел на улицах Лос-Анджелеса много щитов с рекламой бренда города - оперного театра и его руководителя Плачидо Доминго, там есть спонсоры, миллиардеры. У нас их немного, да и меценатов среди богатых людей немного.

- Какая музыка вам нравиться?

- Отношусь к этому профессионально. Все жанры освоены: оперный, камерный, старинная, современная музыка, русская народная, романсы. Выделить не могу. Знаю, как петь любую песню, сделать ее шедевром. Смотрю иногда что-то на канале «Культура», например «Большую оперу», мне нравится. Все выпуски есть в записи.

Молодежь нужно воспитывать

- Что скажете о победительнице нашей землячке Ксении Нестеренко?

- Она подала документы, готовится поступать в консерваторию. Рад, конечно, этому. Мое мнение: ей нужно скорее как столичной птичке, полететь дальше и выше, иначе может потеряться. Стартовала она великолепно.

- Ваше отношение к молодежи. Часто парней и девушек ругают, мол, у них вкусы не те, да и воспитание оставляет желать лучшего.

- Преподаю в консерватории и стараюсь не отстать от студентов. Знаете, ведь молодые всегда стараются бежать вперед во всем. А если говорить в большом масштабе, то молодых людей нужно воспитывать на хороших, патриотических примерах, нужна, как мне видится, соответствующая государственная идеология. И, естественно, в школах необходимо восстановить воспитательные организации. Это отчасти сейчас делается.

-Последние 20 лет вы не говорите о своих творческих планах. Почему?

- Творческие планы не раскрываю. У меня много уже подготовленных программ, по ним и работаю. А творческие планы - это создание нового репертуара, на который нужно минимум год. По разным причинам, в театре новых спектаклей с моим участием не ставят последние 10 лет. Я не обижаюсь, наверное, есть что-то важней для театра.