Ещё

Воззвание к «Милосердию» 

Открывается Зальцбургский фестиваль
Фестиваль опера
Сегодня вечером традиционным представлением «Имярека» Гуго фон Гофмансталя перед кафедральным собором Зальцбурга открывается главный музыкальный фестиваль мира. В этом году его программа как никогда прежде связана с Россией. Комментирует .
Конечно, среди русских имен нынешней программы есть  — куда же без нее: примадонна, отмечающая в этом году пятнадцатилетие своего дебюта в Зальцбурге, споет Аиду. Ее супруг (в очередь с ) будет петь Радамеса, дирижировать будет . Еще три-четыре года назад такое созвездие, скорее всего, дополнял бы какой-нибудь титулованный режиссер-патриарх вроде . Но сейчас с «Аидой» дебютирует на оперной сцене иранская художница и кинорежиссер : уютная предсказуемость явно не числится среди приоритетов нового фестиваля , официально вступившего в должность осенью прошлого года.
Открывать оперную программу Хинтерхойзер поручил : моцартовское «Милосердие Тита» вместе с шефом Пермской оперы выпускает Питер Селлерс, живое олицетворение «режиссерской оперы», великой и ужасной. Прекрасное моцартовское высказывание о том, как трудно идеальному правителю в реальном мире, прозвучит не совсем ортодоксальным образом: постановщики обещали урезать сочиненные ассистентами Моцарта речитативы, дополнить партитуру фрагментами других моцартовских сочинений и придать опере нечто литургическое. Так вольно в Зальцбурге с его гением-покровителем уже давно не обращались, вдобавок и в оркестровой яме, вопреки протоколу, будут сидеть не Венские филармоники, а пермская MusicAeterna. Как все это воспримет фестивальная публика, принципиально консервативная и все же меняющаяся от года к году, безусловно, одна из главных интриг этого зальцбургского лета.
выступает музыкальным руководителем новой постановки «Воццека» Берга, где за режиссуру отвечает , южноафриканский художник (а в последние лет десять еще и оперный режиссер) с всемирной славой. А имя маэстро Мариса Янсонса значится в постановочной команде отечественного ответа «Воццеку» — «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Причем петь в спектакле режиссера наряду с назначенной на главную роль будет внушительная команда русских певцов ( — Борис Тимофеевич,  — Зиновий Борисович). К «Леди Макбет» подверстан концертный цикл «Время Шостаковича» с участием и Теодора Курентзиса, и Даниэля Баренбойма, и , и самого Маркуса Хинтерхойзера, который не собирается изменять своему призванию пианиста.
Сопровождают этот парад «русских» премьер опера Ариберта Раймана «Лир» (1976–1978) в постановке новой режиссерской звезды и возобновление «Ариоданта» Генделя с , которого уже показал этим летом в Зальцбурге на Pfingstfestspiele. А дирижер , столп британского аутентизма 1980–1990-х, представит цикл из концертных исполнений опер Монтеверди по случаю 450-летия композитора.
Первая программа нового фестивального интенданта всегда декларация о намерениях, когда более, когда менее красноречивая. В случае Маркуса Хинтерхойзера на недостаток красноречивости не посетуешь. Но это не просто дежурная риторика о том, что оперный театр во что бы то ни стало должен отвечать воззрениям, чаяниям, страхам сегодняшнего человека и сегодняшнего общества — за ней хорошо отстроенная система сильных и интересных кураторских решений. Вот такой системности в Зальцбурге не было уже давно, и многое в словах Маркуса Хинтерхойзера пока что напоминает о временах, когда фестивалем руководил покойный (1990–2001), об эпохе, невероятно богатой на художественные сенсации, а иногда и на художественные скандалы. Тем более что и сам новый интендант говорит о Мортье во многом как о ролевой модели (и недаром на фестиваль возвращается тот же Питер Селлерс, один из любимых режиссеров Мортье, не работавший в Зальцбурге с 2000 года).
Будет ли последовательная бескомпромиссность в духе Мортье работоспособной идеологией для фестиваля не 1990-х, но 2010-х — для совсем иного экономического, социального и политического климата, — вопрос совершенно не досужий. Но по фестивальной истории последних 10–15 лет очевидно, что компромиссами величия не спасешь, а опасливая рассудительность уж точно работает так себе.
Видео дня. Почему на старых фото люди не улыбались
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео