Как в Никола-Ленивце искали новые формы жизни

В Калужской области прошёл 12-й фестиваль ландшафтных арт-объектов «Архстояние». В этом году участники мероприятия искали ответ на фундаментальный вопрос — «Как жить?». Ответы давали в архитектурной форме, выстраивая «минимальные пространства для жизни». Так, в «Никола-Ленивце» появилась круглая конура из собачьей шерсти и веток, вилла из заборных плит, сконструированное на основе мини-рампы для скейтбординга здание и жилище с люстрой, которая освещает одновременно дом и территорию вокруг него. RT разбирался, как жить в таких постройках и зачем тысячи людей собрались вместе за 200 километров от Москвы. Тема «Архстояния-2017» — вечный вопрос «Как жить?». И практический, и метафизический одновременно. Участники предложили гостям фестиваля свое видение «минимального пространства для жизни», в котором, тем не менее, человек не будет чувствовать себя словно в четырёх стенах. Художники и архитекторы подошли к заданию с фантазией: у кого-то она воплотилась в круглую конуру из собачьей шерсти и веток, у кого-то стала виллой из заборных плит или жилища с люстрой, которая освещает и внутреннюю территорию постройки, и наружную. Посетители у арт-объекта "Дом с люстрой" на фестивале ландшафтных объектов "Архстояние" в деревне Никола-Ленивец в Калужской области. РИА Новости «Дом с люстрой» представляет собой крошечное помещение с двумя встроенными спальными местами. Посередине должен стоять стол, за которым планируется «есть сушки и играть в домино». Сверху, над прозрачной крышей, расположена люстра — она освещает близлежащее пространство снаружи и пропускает мягкий свет внутрь. Как отмечают авторы проекта, члены архитектурного бюро «Хвоя», их дом является экспериментом, который поможет тем, кто осмелится принять в нём участие, выйти из зоны комфорта и пожить «более красиво, чем это принято». Ещё один любопытный экземпляр — «Кибитка 32053» Юрия Муравицкого и Рустама Киримова. Этот объект представляет собой и транспортное средство, и место для жизни, и передвижной театр одновременно. Один из фасадов дома-театра, сделанного на базе автобуса ПАЗ-3205, оснащён витражным остеклением. Таким образом, путешествующие в «Кибитке» люди в любой момент могут открыть занавес и посмотреть на окружающую их природу или же превратить жилое пространство в сцену. Авторы проекта наглядно продемонстрировали свой замысел на «Архстоянии», сперва показав публичную репетицию спектакля «Три сестры», сильно напоминающую реалити-шоу «За стеклом», а потом — сам спектакль. Звук транслировался за пределы дома с помощью специальной аппаратуры. Посетители у арт-объекта "Конура" на фестивале ландшафтных объектов "Архстояние" в деревне Никола-Ленивец в Калужской области. РИА Новости По словам создателей «Кибитки», передвижная студия площадью в 24 квадратных метра может стать реальностью сегодняшнего дня — затраты на её производство составляют порядка миллиона рублей, что гораздо меньше стоимости однокомнатной квартиры в Москве, зато у владельцев такого дома появляется возможность в любой момент отправиться в нём в любую точку мира и самостоятельно выбрать вид из окна. Подобная философия, подчёркивают авторы, отвечает требованиям современной архитектуры — максимальной открытости и полной прозрачности, а сама концепция открытости говорит о том, что людям «не стоит закрываться в своей ракушке». «Строить что-то свое» «Кибитка» после «Архстояния» может отправиться в кругосветное путешествие. Другие объекты разберут, а один — «Быть вместе» Алексея Мартинса — уже сгорел в последний день фестиваля. В этом, собственно, и состояла задумка художника: сто костров из старых досок, увенчанных деревянными скульптурками, зажгли, чтобы люди могли погреться и посидеть вместе. Мартинс, по его собственному признанию, занимается партисипаторным перформансом или «эстетикой взаимодействия» — когда центр восприятия в искусстве смещается не на объект, а на процесс взаимодействия со зрителем или на создание каких-либо тонких социальных связей. «Я могу сделать так, чтобы люди собрались вокруг этого костра. Самое главное — чтобы искусство объединяло», — утверждает автор проекта и напоминает, что именно очаг является самым древним центром объединения людей. В этом, на его взгляд, и кроется ответ на главный вопрос «Архстояния» «Как жить?»: быть вместе. Арт-объект "Ленивый зиккурат" на фестивале ландшафтных объектов "Архстояние" в деревне Никола-Ленивец в Калужской области. РИА Новости Калужский лэнд-арт Первый лэнд-артовский проект вблизи деревни Никола-Ленивец Калужской области в 2000 году осуществил художник Николай Полисский. Он вместе с соратниками по творческой группе «Митьки» и местными жителями слепил целую армию снеговиков. Впоследствии проект «Снеговики» был повторён в разных городах России, а Полисский в течение нескольких лет построил на территории нынешнего арт-парка «Никола-Ленивец» ряд других объектов: Сенную и Медиа-башни, «Маяк на угре», «Гиперболоидную градирню», «Бобур». Именно в это время у организаторов арт-парка родился замысел проведения на этом месте фестиваля лэнд-арта — эдакого самобытного Йоркширского парка скульптур. Организовать первое «Архстояние» в Никола-Ленивце удалось в 2006 году. Тогда фестиваль посетили порядка пятисот человек. На протяжении последующих трёх лет число зрителей росло на тысячу ежегодно, а в 2015 году посмотреть на арт-объекты пришли около девяти тысяч человек. Начиная со второго года работы каждому мероприятию присваивали тему: от «Ноевого ковчега» до «Протосарая» - этот фестиваль был посвящён восприятию обычного сарая как артобъекта. По словам куратора проекта Антона Кочуркина, первый раз мероприятие прошло легко и экспрессивно, поскольку авторы вдохновились идеей и моментально застроили территорию вокруг деревни. Однако после стало сложнее: нужно было выстраивать «зону влияния» между объектами, планировать ландшафт, экспериментировать с разными течениями, жанрами и кураторами. Так появились пять принципов парка, которыми организаторы проекта следуют по сей день. За годы жизни «Архстояние», пожалуй, беспрерывно следовало принципу «быть вместе» и объединило вокруг себя не только людей, увлечённых архитектурной тематикой, но и тех, кто ландшафтным искусством изначально не интересовался — жителей Николы-Ленивца. Антон Кочуркин отмечает, что в самом начале в проект из местных «мало кто верил», однако со временем между участниками, зрителями фестиваля и жителями деревни образовались тесные связи. Последние сдают жильё, открывают точки общепита, работают в парковой службе, сфере инфраструктуры — тем самым помогая не только себе, но и фестивалю - теперь парк «Никола-Ленивец» посещают около ста тысяч туристов в год, в том числе из-за границы, и всем им нужно где-то жить и чем-то питаться. К слову, посетителей могло бы быть больше, но многих пугает дорога - ее качество и удаленность от города оставляют желать лучшего. Организаторов это, впрочем, не огорчает: «Приезжают только те, кто хочет». Кочуркин признаётся, что в следующем году ему было бы интересно продолжить тему с концепт-мобилями, объектами, ярко иллюстрирующими идеи и принципы. И сам даёт ответ на поставленный фестивалем вопрос: «Жить нужно, реализовывая свои принципы. Мир многообразен. Если нет реализации, ты живёшь не своей жизнью, строишь не то, что нужно, строишь что-то не своё».

Как в Никола-Ленивце искали новые формы жизни
© RT на русском