Словарный запас: кто такие авангардисты и почему они против «искусства ради искусства»

Каждую неделю «Теории и практики» публикуют термин из области современного искусства, переведенный на русский жестовый язык отделом инклюзивных программ музея «Гараж». В новом выпуске — о том, что считается авангардным искусством первой и второй волны, а также как политическое сообщение принимает форму художественного произведения. Авангард — от французского avant-garde, означающего «идущие впереди войска». Поэтому и авангардное искусство — передовое, революционное. В этом значении термин употребляется в отношении прогрессивных художественных направлений и отдельных авторов, ищущих новые способы высказывания, а часто и радикальные формы выражения своих эстетических и политических идей. Авангардной может быть не только живопись, но и любые виды и жанры искусства, включая кино, театр, литературу, музыку, танец.Первый, «исторический» авангард появился в 1910-е годы и связан с направлениями дадаизма и сюрреализма в Европе, а также абстрактного искусства, конструктивизма и продуктивизма в России и СССР. Широкое распространение в искусствоведении термин получил после выхода эссе американского критика Клемента Гринберга «Авангард и китч» в 1939 году. Считается, что вторая волна авангарда пришлась на 1960-е годы — время радикальных изменений в обществе и культуре различных стран, ставших результатом реакции на Вторую мировую войну, холокост, геноцид и другие политические катастрофы середины XX века. Общими чертами авангардистов различных школ и эпох можно считать отказ от позиции «искусство ради искусства», выход за пределы арт-институций и создание собственных сообществ — часто маргинальных, периферийных, андеграундных, не признаваемых или даже запрещенных официальной культурой.

Словарный запас: кто такие авангардисты и почему они против «искусства ради искусства»
© Теории и Практики