Орф-педагогика: музыкальная методика раннего развития

Автором орф-педагогики, которая направлена на всестороннее развитие ребёнка, является Карл Орф (собственно, отсюда и название метода). Этот немецкий композитор и педагог прославился благодаря кантате «Кармина Бурана», а также за счёт изобретения собственной педагогической концепции, получившей название Орф-Шульверк. Классический «шульверк» Орфа – это обучающие занятия с детьми, во время которых юные музыканты не только играют на инструментах, но и поют, танцуют, а также учатся аккомпанировать. Орф-воспитание: суть системы Согласно концепту орф-педагогики, эта система не предполагает чёткий набор правил и обязательных ступеней развития – в отличие, например, от музыкальной школы, где ребёнку нужно пройти «нотную грамоту», и по мере обучения сдавать обязательные экзамены. Главная задача орф-педагогики – помочь малышу раскрыть и развить собственный творческий и музыкальный потенциал. Именно поэтому в этой методике большое внимание уделяется импровизации и активации фантазии. При этом на «уроках» нет как такового строгого алгоритма: дети слушают различную по жанрам музыку, воспроизводят звуки, приплясывая или отбивая ритм, учатся осознавать своё тело, двигаться в пространстве и общаться с другими детьми. Орф-практика: урок – импровизация Как правило, каждое занятие имеет определённую тему. К примеру, море. Чтобы обозначить тему, педагог создаёт визуальный ряд (рисует картинку), который дополняет звуковой схемой, передающей особенности выбранного аспекта. А потом начинается самое интересное: учитель предлагает дошколятам придумать свой собственный вариант воплощения темы «моря». В помощь малышам – весь арсенал выразительных средств: музыка и самые разные звуки, пение, движение и танец, театральные приёмы и речь. Можно использовать самые разные музыкальные инструменты (а такими может стать и самый обычный стакан или кусок ткани), хлопать в ладоши и топать ногами, превращая заданную тему в музыку, а затем – и в движения, слова. Продолжительность урока в среднем не превышает часа, и, как правило, он длится не менее 20 минут. Что касается возраста, когда можно приобщать кроху к креативным занятиям, то жёстких рамок нет: орф-педагогика рекомендована для детей от 0 до 3 лет, ведь эти музыкальные занятия не являются академическим образованием, зато отлично подготавливают ребёнка к «классическим урокам». Орф-педагогика: домашние уроки Занятие «Звуки» С помощью этой практики малыш сможет изучить различные стихии и те звуки, которые им соответствуют: вода, дерево, бумага, металл, ткани. Начните с ванной: вместе со своим чадом послушайте звуки воды – как она льётся, стекает, капает. Попробуйте воспроизвести услышанные звуки разными способами. Выберите наиболее схожий и самый удачный приём. На следующий раз поменяйте стихию – и возьмитесь за новые звуки и материалы. К примеру, устройте «бумажный день»: сделайте костюмы из старых газет и журналов, послушайте, как говорят книги и так далее. Включайте фантазию – вот увидите, орф-педагогика придётся по вкусу не только ребёнку, но и вам!

Орф-педагогика: музыкальная методика раннего развития
© Детстрана.ру