Войти в почту

Краевые власти хотят объединить музейное пространство Перми Региональные власти, вслед за обсуждением альтернативного варианта размещения Пермской художественной галереи, планируют объединить площадки краеведческого музея. Цель — собрать его подразделения и увеличить объемы экс­понирования. По мнению врио губернатора Максима Решетникова, проект можно реализовать «даже не залезая в большие стройки». Экс­перты „Ъ-Прикамье“ полагают, что вопрос требует обсуждения с профессиональным и культурным сообществом. Врио губернатора Пермского края Максим Решетников вчера в ходе открытия на городской эспланаде выставки «Трогонтериевый слон» сообщил, что региональные власти прорабатывают варианты объединения подразделений краеведческого музея на единой площадке. «У нас прекрасный Дом Мешкова. И там действительно отличный музей. Но у него много залов. У нас есть идея подыскать вариант, чтобы все собрать и увеличить объемы экспонирования. И есть не только идея, но даже задумки и движения в этом направлении», — поделился Максим Решетников. Он не стал раскрывать детали проекта, но отметил, что «даже не залезая в большие стройки», можно «найти хороший вариант». «Задел есть. Вопрос, как это все представить, где найти это пространство. Мы будем это еще обсуждать со специалистами, искать мощности. А задача специалистов — сделать из этого конфетку», — высказался врио губернатора. По словам господина Решетникова, в новое музейное пространство будет интегрирован проект «Россия — моя история», который при финансовой поддержке ПАО «Газпром» собираются открыть в ноябре на Речном вокзале. Проект будет предусматривать региональный компонент. «У нас есть в Хохловке солеварни, в Мотовилихе музей... Хочется все это собрать и дать объемную картинку всей нашей истории», — сказал Максим Решетников. Пермский краеведческий музей — старейший и крупнейший музей Пермского края. Насчитывает свыше 600 тыс. единиц хранения и включает более 50 коллекций регионального, российского и мирового значения. В числе объектов музея 22 памятника истории и культуры, из них 16 памятников федерального значения и 6 местного. Музей имеет несколько подразделений в Перми — Дом Мешкова (ул. Монастырская, 11), Музей пермских древностей (ул. Сибирская, 15), Музей-диорама (ул. Огородникова, 2), мемориальный дом-музей Н.Г. Славянова (ул. 1905 года, 37), мемориальный дом-музей «Подпольная типо­графия» (ул. Монастырская, 142), детский музейный центр и селенитовая комната (ул. Пермская, 78), а также подразделения в крае. Конкретные площадки, где можно было бы объединить все музейное хозяйство, господин Решетников вчера не называл. Отметим, что минувшей весной минкульт предлагал врио губернатора отдать для нужд краеведческого музея помещения бывшей казармы ракетного института на ул. Окулова, 4. Имеющиеся здесь площади в более чем 12 тыс. кв. м были куплены прежним руководством региона для переезда художественной галереи, но новый глава региона от этой идеи отказался. В здании казармы минкульт предлагал организовать выставку пермских древностей, но не получил поддержки руководства края. Экс-губернатор Пермского края Олег Чиркунов в 2009 году уже заявлял о формировании единого музейного пространства — некой «музейной мили», которая бы объединила музей со­временного искусства, музей в Доме Мешкова, художественную галерею и музей пермской деревянной скульп­туры. В марте этого года Максим Решетников снова заговорил о создании «Культурной мили» — единой площадки, в которую будут вписаны художественная галерея и театр оперы и балета. По мнению члена президиума Российского союза музеев Надежды Беляевой, Дом Мешкова мал для «полного представления о культуре и истории Пермского края». Она отмечает, что «музейная миля» существует во многих странах: «Надо посмотреть и посчитать, сколько действительно нужно площадок краеведческому музею, проанализировать, где уже есть „музейная миля“». Надежда Беляева полагает, что городу необходимо выделить музейное пространство: «Меня не пугает наличие музеев на такой большой территории, какой является Пермь, и когда спальные районы входят в какие-то культурные институции. Ядро, конечно же, должно быть в центре. Если мы хотим сделать центр привлекательным, а он сегодня не очень чувствуется, то его должны, прежде всего, формировать культурные институции». В то же время На­дежда Беляева отмечает, что существование краеведческого музея «под разными крышами» более экономически обосновано — каждое под­разделение имеет свою аудиторию и входной билет. «У краеведческого музея сегодня огромная инфраструктура, и, возможно, развитие музея могло бы происходить в рамках какой-то новой концепции, — полагает директор фонда «Новая коллекция», депутат пермской гордумы Надежда Агишева. — Но меня больше тревожит ситуация с нашими художественными музеями. И галерея, и музей современного искусства вынуждены откладывать свои планы по развитию из-за длительного отсутствия решения по размещению своих коллекций. Главное — чтобы ресурсы были распределены с учетом объективной ситуации. Вся региональная культура сегодня недостаточно финансируется». Член городской комиссии по землепользованию и застройке Денис Галицкий полагает, что вопрос объединения музеев на одном пространстве — «в любом случае хорошо», но это, скорее, «не назревшая потребность, а придуманный проект». «Если уж искать площадки, то в центре. Наверное, можно строить новое здание. К сожалению, у нас очень мало сохранилось исторических зданий. Логично, на мой взгляд, было бы разместить музей в каких-нибудь промышленных корпусах. К сожалению, трамвайное депо в Разгуляе маловато, Мотовилихинские заводы — далеко, завод Шпагина — опять та же набережная, которая привлекательна только два месяца в году», — рассуждает эксперт. На его взгляд, здание как институции для музея большого значения не имеет: «Это может быть и лофт, который можно обыграть. И в мире есть такие примеры». Валентина Ефремова

Единоведческий музей
© Коммерсантъ в Перми