Баста — «Куда бы мы ни тыкались, все говорили, что моя музыка никому не нужна»

Суровый Ростов - Расскажи о себе. Очень нетипичный путь, можно сказать, что «из грязи в князи»… - Да. Так все и есть. Путь людей. Я закончил музыкальную школу по классу аккордеона, поучился в училище. - Аккордеон – странный выбор… - Самый крутейший. Во-первых, это не только инструмент, но и спортивный снаряд. Это же орган — серьезный инструмент. Он выглядит для кого-то смешно, но это очень сложный инструмент. Профессиональный аккордеонист играет Генделя, Баха, Бетховена, сложнейшую органную музыку. Иногда органистов оставляют позади. - Почему тогда выгнали из училища? - Меня не выгнали, я сам ушел. В училище уже учился на дирижера. - Потерял интерес? - Ну да. - В ряде интервью упоминалась история с наркотиками. Насколько все это связано с музыкой? - Было такое время. Я в училище курс отучился и употреблял. Все употребляли. После 1996 года было трудное время. - В итоге оказался в больнице? - Я оказывался в ней в процессе. Ложился в больницу – и все равно употреблял. Кто-то торчал на водке, а я торчал на наркотиках. Было шальное время, когда страну разворовывали, превратили ее в черт пойми что. Когда «убили человека» воспринималось, как «прошел дождь». - Жил в плохом районе? - Самый лучший район на земле. Я никогда не скажу, что мой район плохой. Это промзона, заводской район, где кирпичный завод и частный сектор. - Но жесткий? - Это не районы были жесткие, не города – жизнь была такая. Люди выживали, определялись, как жить. Мое поколение – заложники этих обстоятельств. Родители вынуждены были крутиться, чтобы просто кормить детей, что-то им дать, придумать судьбу заново. - С кем ты жил? - В квартире у дедушки военного. У меня вся семья военные. Я знаю армию изнутри и жил в военных городках. Знаю, что это за бред. - Ходить строем? - Нет, как все устроено. Надо отдать должное, сейчас более-менее. Шойгу пришел – армия превратилась во что-то человеческое. Я сторонник того, что служить надо с 25 лет. - Рэп возник в школе? - Да, в 15 лет мне бабушка подарила синтезатор Yamaha 51. В 1995 году это было примерно тоже самое, если бы мне подарили Lamborghini. И то сейчас я порадовался бы не так сильно. Мы начали заниматься музыкой с друзьями Витей Цукановым и Димой Микрюковым. - Почему рэп? В 1990-е годы, наверное, была популярны другие артисты? - Я предпочитал тяжелую музыку. У меня папа, как любой советский сумасшедший рокоман слушал DeepPurple, Pink Floyd, Beatles, Queen, Ozzy Osborne. Я предпочитал хардкор – Biohazard, Rage Against the Machine или Papa Roach… Серьезная белая музыка. - Но это не рэп совсем... - Это рэпкор. Это речитатив под тяжелую музыку. До сих пор ее слушаю и люблю. Мне нравился речитатив. Речитатив — это удобная форма донесения информации. Не могу сказать, что я рэпер. - Как оказался в рэпе тогда? - Это был 1996 год. Была тусовка, мы тогда и познакомились с Владиком из «Касты», сделали первое объединение по интересам. Тогда в «Касте» было девять или десять человек. Это было объединение по интересам, а группа «Каста» тогда называлась «Психолирика». - Где собирались? - На улице. - Деньги на этом никак не зарабатывали? - Какие деньги?! Это не про деньги было. Я всего лишь делал музыку у товарища на компьютере и ездил к нему в другой район через весь город. Приятель договаривался с мамой, и мы с утра сидели до поздней ночи. Он тихо включал маленькие колоночки и в убогой программе мы делали биты. Так в 17 лет я написал «Мою игру», которую до сих пор пою. Первый текст, который я сам написал от начала и до конца. - Когда было первое выступление? - В 18 лет во дворце спорта. После концерта меня знал весь город. Тогда была движуха в Ростове, и местные концерты собирали по пять-шесть тысяч человек. Выступали Сергей Пименов, Сергей Поляков, Корж… Последний умер недавно. - В 1998 году выступал под именем Баста? - Баста Хрю. Как мне сказал друг: «Ты выбрал имя с которым никто бы в жизни никогда ничего не добился». - Первые деньги на рэпе когда заработал? - В том же 1998 году на концерте $100, или 600 рублей. - Было приятно? - Конечно. Это было просто в пику всем… кто говорил, что это все фуфло. Папе в первую очередь. - Что сделал с этими деньгами? - Я не помню. Ну, как всегда. Какую-то х...ню. У меня было в месяц четыре концерта в разных городах, или $400. Это были космические деньги. - Кто-то стал продюсером? - Был продюсерский центр «Медиастар». Они собирали местных артистов… Мы ездили, выступали. Десятки фестивалей. Была культовая поездка на 125-летие Северо-Кавказской железной дороги. Мы перемещались на поезде и выступали в каждом городе, где останавливались. У нас был вагон-душ, баня вагон, был вагон, на котором ездил Николай II. Сцена была прямо на платформе вагона. Круто! - До какого года шли эти концерты? - С 1998 по 2002 год. После них я музыкой до 2003 года вообще не занимался — ничего не писал и х...ней страдал. База Газа - Как все развивалось дальше? Я так понимаю, что появился Богдан Титомир… - У меня появился партнер, с которым мы работаем до сих пор, – бизнесмен Евгений Антимоний. До этого он по дружбе вкладывал деньги в Богдана Титомира, чтобы выпустить его альбом. - Антимоний же москвич и не из Ростова… - В 2005 году к нему через Богдана попал мой диск. - Он был его продюсером? - Инвестором. Богдан Титомир говорит Жене: «У меня есть диск ростовского типа, я эти песни хочу купить на альбом». Приехал Богдан в Ростов и сказал: «Я хочу купить песни». Я ответил: «Песни не продаю». - Какие он хотел купить? - «Жизнь так коротка», «Сам по себе». Я ему их подарил. У него, надо отдать должное чутье на хорошие песни – п...ц. - Как в итоге попал в Москву? - Женя услышал мою музыку и говорит Титомиру: «Пускай этот пацан приезжает, будем думать». У меня уже было песен на два альбома. Приехал и все. - Что понравилось Антимонию? - Песни. - Все? - Артиста глупо брать из-за одной песни. - Сразу студия? - Нет. Мы думали про новый путь. Как донести свою музыку до слушателя. - Понимал, к кому едешь? - Да. Мы приезжали и встречались, предварительно познакомились. Потом оговорили условия. Меня ничего в Ростове не держало. - Какие деньги тебе готовы были платить? - Были инвестиции в проект, которые возвращали потом из прибыли долями. Плюс месячная зарплата. - Какая? - Тысяча долларов. Плюс мне оплачивали квартиру. Для меня, ростовчанина, было нормально. - Как оплачивалась работа в студии? - Использовали временные займы. Обсуждали каждую деталь. - Антимоний комфортный или жесткий? - Супертип. Я очень благодарен, что меня свела с ним судьба. - Я читал про него, что он якобы рейдер… - Про всех можно сказать, что он рейдер. Кто выше головы поднялся и не рейдер? Это страна такая… - Этап в жизни страны? - Это как Америка шальная, Техас – каждый работал, захватывал, делал что-то. Можно говорить все что угодно, но встретимся в суде. У нас поставь любого богатого хорошего человека, его обдадут из... Пусть говорят. Это его личный путь. У него хорошо с пониманием музыки, он знал Владимира Высоцкого и много кого еще… - Чего Антимоний хотел добиться? - Чтоб я стал знаменитым человеком в стране. Он искренне верил. С его подачи я пел песню «Райские яблоки» Высоцкого. Она стала мегапопулярной. Перепел Галича. Антимоний очень заряженный и правильный человек. - Были ли другие продюсеры или инвесторы? - Мы рассылали свои диски, в прямом смысле «ходили ногами» по Москве на разные лейблы. Куда бы мы ни тыкались, все говорили, что моя музыка никому на х... не нужна. - Кто? - Многие. Список там был… Ну, все. Союз, например. - Прям посылали? - Ну, не посылали. Говорили: друг мой, это не то. - Где выпустили альбом? - Пошли на Gala Records, заплатили за студию, начали записывать. - Сколько это отняло денег и времени? - Дорого. Первый год мы вообще ничего не записывали – собирали песни, открывали клуб Gazgolder. Потом три года писали альбом. - Как возник Gazgolder? - Я переехал в Москву, и в этот же день была первая вечерника в клубе. - Gazgolder кто придумал название? - Женя Антимоний. На месте клуба и был газгольдер, или завод по хранению газа. Отсюда на Красную площадь подавался газ для освещения. Голландцами газохранилище было построено в 1864 году. - Это был клуб Антимония? - Конечно. Он место арендовал, потом клуб переехал на новое место, но здесь же, на территории Армы. - Gazgolder был когда-то рэп-клубом? - Gazgolder — это арт-пространство. Здесь можно делать все: от выставок до поэтических вечеров. У нас выступали Жванецкий, Филипенко, протобуддисты, все, что вы можете себе представить. Сейчас здесь проходят крутейшие вечеринки электронной музыки. Я пишу электронную музыку. У меня есть проект – Bratia Stereo. - Какая у тебя доля в клубе Gazgolder? - В пределах трети. - В Прибалтике в Legendas? - Тоже совладелец. - Клубы — это интересный бизнес? - Сложный. Зачастую не оправдывает своих инвестиций. Брать его за основу не имеет смысла. - Как у клуба появился инвестор — Антон и Наталья Треушниковы? Lifenews сообщал, что Наталья (по специальности психиатр) помогала тебе справиться с зависимостью? - Нет. Наталья – жена моего друга. Треушниковы помогли, когда было тяжело и Gazgolder нуждался в средствах для строительства нового здания клуба и студий. Они стали соинвесторами строительства здания клуба. Мы совместно с ними развиваем разные проекты за пределами музыки. - Новость на Lifenews неправда? - Недавно нам в суде удалось доказать клевету Lifenews. Материалы на Lifenews – это гиблое дело, к достоверности они часто не имеют никакого отношения. - Что они написали? - Что у нас в клубе было произведено оперативное задержание человека с наркотиками. Громкий заголовок: «В клубе Басты произошло задержание с наркотиками». Мы выиграли суд, их обязали снять все эти материалы. - Чем занимался в клубе? - Я е...шил просто как собака. Много музыки, ночами сидел. Мне было все в кайф, появилась возможность для реализации. Я был лимитчик с целью. Мечтал заниматься музыкой, и тут мечта сбывалась. В 2006 году вышел альбом «Баста-1», в 2007 году «Баста-2» и в 2008 году «Ноггано». - Как вы продвигались? Заносить деньги на радио не приходилось? - Дело не в деньгах, быть в общем винегрете не хотелось. Те радиостанции, которые нам были симпатичны, отказывали наотрез. Например, Миша Козырев. («Наше радио»). Я ему часто вспоминаю про его: «Фу, это такой отстой». Сейчас на «Нашем радио» много наших песен. - Умирает ли ТВ и радио? - Да, сейчас востребованы проекты в духе Дружко (шоу Сергея Дружко на Youtube. — Forbes). Темп очень ускорился, нужно быстро работать мозгами, чтобы быть на волне. - За счет чего раскрутились? - Большую роль сыграл интернет. Перелом произошел на третьем альбоме Басты. Одно тащило за собой другое. - Что значит «перелом»? - Начались концерты. - Почему разные псевдонимы — Баста, Ногано, N1NT3ND0...? - Это же совсем разный формат и настроение. Сначала никто и не понял, что это один человек. Это был такой акционизм. Мне было приятно, что люди не ассоциируют одного героя с другим. В русской музыке такого не было. Борьба со злодеями - Из чего складывается основной доход? Сколько денег зарабатываешь в среднем за один концерт? - Концерт стоит $20 000-30 000. Прибыль, которая складывается из концертной деятельности – лично моя. Есть еще мое партнерское участие в лейбле. Мы получаем деньги с контента, с продажи альбомов, с контрактов. Практически все реинвестируем в лейбл – много артистов, аренда, еще 20 человек работает. - Сколько в год концертов? - Бывает под сто. Можно больше, но я не делаю. График расписан до конца 2018 года. - В основном Россия? - Не только. Раз в два года проходит тур по Америке. Вот осенью поеду по Германии. В Лондон и Дублин каждый год ездим. - Сколько с концертов получается за год? - Допустим, если 70 концертов, то 60 млн рублей. Ежемесячный фонд на зарплаты 2 млн, еще 20 млн рублей вкладываем в клипы, ну и так далее. - Антимоний является владельцем лейбла? - Мы с ним равные партнеры. Он давал деньги на запись, которые я вернул. После первых двух альбомов было инвестировано в районе €300 000. Все это я отбил, мы вышли на партнерские отношения, как это было и договорено. - Во что сейчас вкладываете? - У нас 15 млн активных участников в наших социальных сетях. И, на мой взгляд, за этим будущее. Мы сейчас запускаем проект, Youtube-канал Gazgolder live и еще есть интернет-радиостанция. - Думал, что первоначальные инвестиции не сможешь отбить? - С Женей был договор, что не получится – не получится. Ничего страшного. - Он дал полный карт-бланш? - Это единственный вариант с музыкантами. Мы эту модель транслируем на работу с нашими артистами. У меня не было продюсера. - Кто из артистов лейбла по-настоящему хорош? - Все хорошие. - Хорошие — все, а кто деньги приносит? - Все по-разному. Сейчас есть еще интернет-продажи. - Скриптонит, мне кажется, должен быть неплох… - Естественно. Но я сам музыкант и буду только за себя говорить. Мы занимаемся музыкой. Когда Скриптонит приехал и я его первый раз услышал, то просто ох...нел. У меня не было слов. Я ему позвонил, и мы начали сотрудничать. Полтора года мы ждали альбом. Все это время мне писали: «Вы заполучили артиста и его погубили». Потом вышел альбом – и все вопросы отпали. - Должен ли артист быть коммерчески успешным? - Мы не занимаемся производством коммерчески успешных проектов, а делаем музыку с верой в то, что это будет интересно людям. - Было ли такое, чтобы тебя из артистов кто-то обманывал? - Я человек слова, поэтому соблюдаю и на этом строю свою жизнь. Была неприятная история с певицей Тати. - Что она сделала? - Ничего. Мы писали ей песни и инвестировали в нее деньги так, как она просила. У нее ничего не получилось, и оказалось, что мы плохие. - Потратили на нее около €100 000? - Больше! Мы много лет этим занимались. Для меня личная трагедия – опыт работы с ней. Отношение к ней было больше чем дружеское – человеческое. В один момент все это превратилось в какое-то безумие, когда она сказала, что сама написала все песни. У меня был культурный шок. Но это работа с артистами. - Сколько может принести весь Gazgolder за год? - Общий вал – 240 млн рублей. Но от 30% идет на покрытие вопросов. Это был бы хороший куш, если бы не было трат на лейбл, зарплаты и инвестиции. - Где еще есть бизнес? - Есть вейп-история «Пар культуры». Но это хобби. Вот Константин (в дверь входит человек с огромными Rolex на руках. - Forbes), с ним мы делаем кастомные часы и эксклюзивные ювелирные изделия. Еще мы делаем майки, кофты. - Есть ли отельный бизнес в Суздале и Москве? - Есть мое участие, но не мой основной доход. - Кто сейчас концерты обычно спонсирует? - Большая проблема. Всегда спонсировали — кто? — алкоголь, пивняки, табачники. По причине новых законов нужно придумывать тысячи обходных путей. Раньше сотрудничали с Philip Morris и «Жигули». С Tuborg Скриптонит cделал трек в Лос-Анджелесе. Прямых и быстрых денег нет, бюджеты ограничены. Пока основное — концерты и контент. Электронные продажи могут быть очень ощутимыми. - Основные средства за контент получают авторские общества. Кто занимается противостоянием с Российским авторским обществом (РАО)? - Противостоянием со злодеями? Я принимаю участие, ходил на совещание к Игорю Шувалову (первый вице-премьер. – Forbes). Надо отдать ему должное, он уделяет серьезное внимание вопросу. Это был супербатл. - Кто из звезд ходил? - Последний раз был Игорь Бутман. Еще был Никита Сергеевич Михалков. Мне кажется, для правительства нет ничего страшнее, чем группа жалующихся артистов. - Что ему сказали? - Первый раз мы были у него год назад, когда вскрылись космические суммы мошенничества и посадили Сергея Федотова (руководитель РАО, недавно был признан виновным в мошенничестве. - Forbes). - Замок в Шотландии… - Да, артисты просто ох...нели. Мне задала вопрос: «Василий, а как чувствуют себя похожие на вас артисты за рубежом, какие у них отчисления?» Я рассказал про отличия. Там целая организованная группа лиц по предварительному сговору. Приходят в кафе, говорят: «У вас есть караоке, нужно делиться». Доходит до маразма, что в Москве с бабушек и дедушек на пенсионерских кружках пытаются получить деньги. Это какая-то секта – РАО. Они же Scorpions или Deep Purple пытались запретить выступать со своими же песнями. Я тоже писал отказ от вознаграждения, чтобы исполнять свои же песни. Шизофрения. Мы настаивали на том, что единственный адекватный выход – это передать управление государству, без посредников. Сегодняшняя схема не работает. - Останешься без пенсии? - В РАО не понимают, что живут за наш счет и работают на нас. Они собирают с миллионов кафе, караоке, концертов. Они сами решают, как распределять эти деньги, авторские сборы. Хотят их реинвестировать почему-то в кино. Я не хочу инвестировать свои деньги в кино. Я хочу их получать сам. - И сколько недоплатили? - Суды показали, что люди просто наживаются на собираемых для артистов деньгах. Они иногда разово делают комплименты. Ты собираешь «Олимпийский», ты номер один по продажам iTunes, а тебе говорят: «Ты заработал 60 000 рублей».

Баста — «Куда бы мы ни тыкались, все говорили, что моя музыка никому не нужна»
© Forbes.ru