Режиссер Глеб Панфилов: Властителю мало быть просто хорошим человеком

Самым значительным событием уходящего театрального сезона стала премьера спектакля Глеба Панфилова «Аудиенция» в Государственном театре Наций.Недавно Глебу Анатольевичу открыли памятную доску в родном Екатеринбурге. К тому же в этом году — 50-летие фильма «В огне брода нет», положившего начало его творческого союза с Инной Чуриковой. В «Аудиенции» Чурикова играет королеву Англии Елизавету Вторую. Магия подмостков Театр — магия, как и кино, и я давно это знаю. Театр я полюбил раньше, чем кино, и мое первое сильное впечатление было именно от спектакля. С бабушкой посмотрели в Свердловском ТЮЗе спектакль, который потряс меня. К сожалению, я поздно начал работать в театре. Но театром занимаюсь по потребности души, как, впрочем, и кинематографом. Играть перед всем миром В истории «Аудиенция» — они, политики, играют себя перед миром, а мы, актеры, играем их перед миром. Понимаете, в чем заключается разница? У меня есть ощущение, что мы погрузились в характеры, образы, историю весьма глубоко. Занимались этим почти два года. Люди моей профессии — режиссеры не могут быть равнодушными при взгляде на такую персону, как Елизавета Вторая. Она уже 60 лет служит своей стране в качестве Королевы и в качестве главы Британского Содружества, а это, между прочим, три миллиарда человек. Она — глава Англиканской церкви. Падение колосса Старым руководством, благодушием Михаила Сергеевича Горбачева мы разрушили себя сами. По-человечески я хорошо отношусь к Горбачеву, и о том, что Горбачев — чудо, между прочим, говорит в спектакле «Аудиенция» Елизавета Вторая. Но для того, чтобы руководить такой большой, сложной, многонациональной страной, с запущенной экономикой, мало быть хорошим человеком. Ломка старого, без четкого осознания — зачем и как, привела к тому, что называется падением Советского Союза. Нельзя начинать перестройку, не имея глубокого продуманного, тщательно разработанного плана строительства. Не зря говорят: «Ломать — не строить». Никто не будет отрицать, что идеи перестройки были хорошие, но ведь добиваясь гласности, необходимо было думать еще о том, чем кормить страну, как защищать. Все закончилось тем, что заводы, выпускающие ракеты, стали выпускать кастрюли. Так что мы сами во всем виноваты. Цена Революции Социализм нам слишком дорого достался и так бездарно был разрушен. И это стало огромной трагедией для страны и народа, который, конечно, не виноват в ошибках политиков. Лично я верю в русский народ. В свой народ. Искренне верю, что Россия не оскудела талантами и что она вскоре снова окрепнет. Сегодня страна возрождается. Но проблема еще в том, что Западу не нужна сильная Россия. Сегодня Запад делает все, чтобы мы не стали сильной державой. Молодой газон демократии Нашего императора Николая Второго силой заставили ввести парламентаризм. Он не хотел этого. Между прочим, нашему парламенту, если считать с 1905 года, 112 лет. А британскому — больше тысячи. Разница существенная. Это все равно что с газоном: английский 300 лет стригут, а мы это делаем, к примеру, 50 лет. Что касается социализма, то он — вершина благоденствия. В Швеции — буржуазный социализм, в Китае — коммунистический социализм. Вообще монархия — это форма правления, а социализм — достижение. В СССР, кстати, был развитый социализм, но он угасал. Творческий и семейный союз С Инной Михайловной Чуриковой у нас одинаковый интерес, который с годами не проходит. Оглядываясь, мы понимаем, что нам по-прежнему очень интересно работать в театре, в кино. Между прочим, в этом году — 50-летие нашего первого фильма с Инной Михайловной «В огне брода нет». Замечу, что она никогда просто так не соглашается играть. Ее необходимо убедить, увлечь. Чаще всего наши взгляды, идеи совпадают. Но не всегда. Например, когда я предложил Инне Михайловне главную роль в своем фильме «Васса» — по пьесе Горького «Васса Железнова», получил категоричный отказ: «Какая я Васса Железнова?» — спрашивала Инна Михайловна. «Ты разве меня не знаешь, что предлагаешь эту роль?» — не без обиды говорила Инна Михайловна. Я убедил ее в том, что «Железнова» — фамилия мужа, и к ней как к личности отношения не имеет, что Васса — «человеческая женщина» (так ее называет дочь Людмила), как многие женщины, включая тебя, Инна». В результате, мне кажется, получилась хорошая работа. На мой взгляд, одна из лучших у Инны Михайловны. СПРАВКА Глеб Панфилов — советский и российский кинорежиссер и сценарист. Народный артист РСФСР. В 1960–1963 годах заочно обучался на операторском факультете ВГИКа, затем перешел на Высшие режиссерские курсы. В 1966 году начал работать на «Ленфильме», где снял свой первый художественный фильм «В огне брода нет» (1967). Картина получила премию в Каннах. Панфилов женат на актрисе Инне Чуриковой. В его активе такие награды, как «Ника» и «Золотой орел». Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

Режиссер Глеб Панфилов: Властителю мало быть просто хорошим человеком
© Вечерняя Москва