Cargo Moscow, Диденко и Театр.doc: пять спектаклей, которым не нужна сцена

Театр-променад, бродилки, спектакли-квесты – в этом сезоне про иммерсивный театр узнали даже не искушенные. Современные режиссеры ищут альтернативные пространства, где театральная условность встречается с реальностью. И в итоге театр выходит за пределы сцены: на улицы, в квартиры, на заброшенные заводы, в торговые центры и даже в виртуальный мир. Редакция m24.ru собрала пять наиболее необычных спектаклей, которым не нужна сцена. Путешествие в кузове грузовика Вместо театральной площадки – кабина фуры с зеркальными стенами, а вместо актеров – реальные дальнобойщики. Спектакль Cargo от немецкой компании Rimini Protokoll доехал и до нас. Cargo Moscow – это документальный спектакль, имитирующий 22-дневный рейс грузовой фуры по одному из самых сложных маршрутов "Москва – Магадан – Москва". На деле же грузовик проезжает по улицам и промзонам московской Капотни и граничащего с ней подмосковного Дзержинска, а постановка занимает всего полтора часа. За рулем – два настоящих дальнобойщика, Роман и Андрей. А зрители кто? Зрители – груз в размере 50 штук, а вот чего именно – решайте сами. Мы просто молчим, подсматриваем, подслушиваем и чуть лучше узнаем наших героев: как они поют, едят, заправляются, рассуждают о попутчиках и грустят по дому. По пути фура делает немало остановок. Зрителей погружают в мир дальнобойщиков при помощи микса из документальной хроники, кадров, сделанных в современном Магадане, включений из кабинки водителей. В спектакле импресарио Федора Елютина соединяется вербатим и иммерсивный театр: зритель никак не взаимодействует с персонажами, но полностью погружается в жизнь дальнобойщиков. Ставка делается на то, что, проезжая все эти заправки, кафе с аляповатыми вывесками, пыльные стоянки фур, зрители чувствуют такую вовлеченность, которую не сможет обеспечить ни один документальный фильм. По городу в наушниках Кто все эти странные люди в наушниках, которые бродят по городу, аплодируют без причины и как будто ждут от тебя чего-то? Они уже третье лето выполняют задания неизвестного наставника. Это спектакль Remote Moscow. И это лето – последняя возможность поучаствовать в московской версии хита одноименной немецкой театральной компании. Спектакль открыл для московской публики жанр "аудиопроменада". Здесь соединяются элементы театрального представления, экскурсии, компьютерной игры и квеста. Место сбора – довольно необычное: одно из московских кладбищ. Всем участникам раздаются наушники, а после – дело нехитрое: следуй за голосом. Вместе с виртуальным собеседником ты начинаешь исследовать Москву в формате стерео. Вместо декораций – улицы города, на которые ты вдруг начинаешь смотреть уже по-другому. А актеры – прохожие и такие же зрители как и ты. Насколько ты хорошо их знаешь? Насколько можешь доверять голосу в твоей голове? Минуточку, а себе доверять можно? Импровизация на улице "Неявные воздействия" – это экспериментальный проект режиссера Всеволода Лисовского, автора "Молчания на заданную тему" в Театре.doc. Спектакль-путешествие проходит в Москве с 2016 года. Здесь нет конкретного сюжета, ограничений и актеров, которые знают, когда выйти на поклон. Зрители вместе с актерами встречаются в городе (место сбора всегда разное и известно только участникам спектакля) и отправляются бродить по случайному маршруту. Это не хитрый маркетинговый ход, чтобы завлечь театралов-авантюристов: маршрут действительно не знает никто. Это могут быть оживленные улицы или торговые центры, заброшенные дома или площади, кабинки общественных туалетов, парки, станции метро и даже частные квартиры. У актеров в распоряжении лишь гора выученных текстов от Платона до Сорокина. А в остальном – полное равноправие. На точке старта актеры задают изначальный вектор развития сюжетной линии, опираясь на классический текст философов, поэтов, известных современных драматургов и на собственные рассуждения, а маршрут определяет зритель. И только от него зависит, как развернется спектакль. Сам Лисовский свой проект объясняет очень просто: "Кто угодно воздействует на что угодно, находясь где угодно". Игра на выживание Режиссер "Гоголь-центра" Александр Созонов открыл на территории завода "Кристалл" проект "МСК 2048", который соединяет в себе игру, променад-театр и квест. Зритель попадает в мир, переживший глобальную катастрофу. Если коротко: вам вместе с билетом досталась зараженная радиацией постапокалиптическая Москва с мутантами, борьбой за выживание и проверкой на прочность личностных качеств. Участнику нужно сделать выбор: остаться простым наблюдателем и следить за действиями актеров, или начать борьбу за выживание. От этого зависит сюжет спектакля. Единственное, что останется неизменным – это продолжительность (два часа). Спектакль в виртуальной реальности Один из главных театральных экспериментаторов режиссер Максим Диденко ("Черный русский", "Цирк", "Конармия") представил свой новый проект – VR-постановку "Клетка с попугаями". Формат для московской публики не совсем привычный – действие полностью происходит в виртуальной реальности. Показывают спектакль в специальном кубе на Площади Сити. Зритель садится в кресло, надевает очки и наушники и оказывается... На той же площади. Только он теперь не обычный прохожий, а человек, которого собираются отправить на Марс. Перед полетом он должен пройти необычное психологическое испытание. "Клетка с попугаями" – это нечто среднее между кино и театром. С одной стороны, режиссер задает картинку, а с другой – зритель сам решает, на что именно смотреть, и может спокойно отключаться от его мизансцен. Несмотря на то, что по формату это все-таки видео, режиссер попытался сохранить камерность театра и установить контакт актера со зрителем. Сюжет "Клетки с попугаями" запросто можно было бы назвать фантастическим, если бы не реальный проект экспедиции на красную планету, которую американский бизнесмен Илон Маск запланировал на 2024 год. Именно эта новость и вдохновила драматурга Валерия Печейкина на создание пьесы. В постановке участвуют актер "Гоголь-центра" Риналь Мухаметов и актеры Мастерской Брусникина: Марина Васильева ("Как меня зовут", "Нелюбовь"), Василий Буткевич ("Хороший мальчик", "Тряпичный союз"), Игорь Титов, Юрий Межевич, Яна Енжаева и Гладстон Махиб. Посмотреть 7-минутную постановку одновременно смогут два зрителя. Показы в "зеркальном кубе" на Площади Сити будут проходить ежедневно до середины октября.

Cargo Moscow, Диденко и Театр.doc: пять спектаклей, которым не нужна сцена
© Москва24