Художники СССР сопротивляются распаду

Вчера в Москве члены Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) обсудили решение Верховного суда о ликвидации организации — правопреемника Союза художников СССР. Делегаты предупреждали, что в случае закрытия конфедерации будет остановлено культурное сотрудничество стран СНГ. Художники из Санкт-Петербурга пожаловались на давление региональных властей и пригрозили акциями протеста.

Художники СССР сопротивляются распаду
© Коммерсантъ

Вчера в ЦДХ встретились художники стран постсоветского пространства, они обсуждали постановление Верховного суда РФ, который 12 июля ликвидировал Международную конфедерацию союзов художников. Согласно уставу, в конгрессе должны были принять участие делегаты 15 союзов — всех постсоветских стран, за исключением государств Балтии, и трех столичных городов — Москвы, Петербурга и Киева. Представители украинских, киевских и грузинских художников не приехали, как пояснили организаторы, «по понятным политическим причинам». Кроме того, отсутствовала делегация Таджикистана — неизвестно почему. В начале заседания выступил глава Санкт-Петербургского союза художников Александр Сайков, который пояснил коллегам, что, хотя он и приехал на конгресс, но официально в нем участвовать не будет, поскольку на петербургских художников оказывается давление из-за поддержки конфедерации. «Надеюсь, вы поймете и не сочтете нас трусами, речь идет о большой угрозе для нашей организации»,— виновато заключил он. Выслушав слова поддержки, он сел рядом с журналистами и там рассказал корреспонденту “Ъ”: «Человек из администрации Санкт-Петербурга, которому я доверяю, передал: присутствие Петербургского союза художников на конгрессе в Москве нежелательно».

Как сообщал “Ъ”, 6 июля Верховный суд начал рассматривать иск Минюста о ликвидации МКСХ. Ведомство утверждало, что конфедерация незаконно продавала картины и неправомерно распоряжалась имуществом «в целях, не указанных в уставе организации». В суде представители Минюста называли нарушения «грубыми и необратимыми» и конкретизировали, что имущество сдавалось Альфа-банку, ООО «Палитра» и ООО «ДНК Медиа». Кроме того, в отчетности конфедерации не хватало сведений о выплате командировочных сотрудникам МКСХ и решений о вывозе 26 произведений искусства на аукцион Sotheby`s. Ранее в Минюсте сообщали, что художникам неоднократно выносились предупреждения, обязывающие устранить нарушения, но этого сделано не было (см. “Ъ” от 4 июля). В свою очередь, представители МКСХ заявляли, что возможность арендных операций внесена в устав, а конфедерация провела шесть заседаний для устранения нарушений. Суд в итоге удовлетворил иск ведомства и 12 июля ликвидировал МКСХ.

Председатель исполкома МКСХ Масут Фаткулин открыл конгресс рассказом о распаде Союза художников СССР и образовании на его обломках новой конфедерации. Он считает, что с юридической точки зрения организация является легитимным владельцем имущества, оставшегося от Союза художников СССР. Самым ценным наследием является здание ЦДХ на Крымском Валу — тут господин Фаткулин напомнил, что оно было построено «только на деньги художников». Конфедерация, по его словам, продолжает выполнять общегосударственные задачи — например, помогает художникам с организацией выставок. Эпизод с продажей произведений искусства на аукционе Sotheby`s господин Фаткулин назвал «развитием престижа российского искусства». «Мы платим много налогов, а государство рубит голову курице, которая несет золотые яйца»,— заявил художник. Господин Фаткулин предложил конгрессу обжаловать решение Верховного суда и добиться его отмены. «Если нас ликвидируют, то завтра вас всех здесь не будет»,— предупредил он коллег.

Практически все присутствовавшие поддержали его. Делегаты из Белоруссии, Армении и Казахстана возмутились тем, что Россия «в одностороннем порядке хочет разрушить организацию, которая строилась совместными усилиями 25 лет». По их словам, ликвидация МКСХ может привести к прекращению сотрудничества стран в художественной сфере. «Вот вам пример ценности Союзного государства, вот как с нами обошлись»,— сокрушался представитель Белоруссии.

Противоположную точку зрения высказал Андрей Ковальчук, глава Российского союза художников, на который суд возложил обязанности по ликвидации конфедерации. По его мнению, сотрудничество можно сохранить и без конфедерации, если у художников будет такое желание. Он подчеркнул, что это принципиальная позиция РСХ, и напомнил, что его отделение давно выступало против концентрации полномочий в руках исполкома.

На голосование был вынесен вопрос о том, чтобы признать решение о ликвидации «не основанным на законе и справедливости» и поручить господину Фаткулину обжаловать его. Восемь делегатов проголосовали за, представители Российского и Московского союзов художников воздержались. Представитель Санкт-Петербургского союза художников Александр Сайков рассказал, что художники рвутся на митинги. «Мы их пока сдерживаем, но если ничего больше не останется, придется выходить на акции протеста»,— сказал он.