Выставки недели: выбор «Артгида». Август 2017
V-A-C Live: Тино Сегал Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Новая Третьяковка до 14 сентября Фонд V-A-C организует на площадках двух столичных музеев персональную выставку англо-немецкого художника с мировым именем, в 2013 году получившего «Золотого льва» Венецианской биеннале. Исполняемые вживую произведения Сегала «сконструрованные ситуации», согласно его собственной воле, никогда не фиксируются на фото и видео. Беспрецедентно масштабная для России экспозиция насчитывает семь работ. В рамках выставки зрителей ждет также еженедельная образовательная программа — лекции и мастер-классы, которые помогут публике разобраться в том, как Тино Сегал заставил искусствоведов и критиков заговорить о «визуальном» искусстве. [Подробнее] Антони Гауди. Фрагмент керамической мозаики из Парка Гуэля. Около 1903. Известняк, песок, цемент. Фото: Гилем Фернандез-Уэрта Антонио Гауди. Барселона Московский музей современного искусства на Петровке до 10 сентября Антонио Гауди — икона испанского архитектурного модерна, на рубеже веков наводнившего страну причудливыми зданиями, вдохновленными природными формами и походящими на ископаемых биоморфных существ, а то и на целые их царства. Кроме того, на выставке Гауди предстает и как самобытный дизайнер мебели, адаптировавший ее под особенности человеческого тела. [Подробнее] Courtesy Музей современного искусства «Гараж» Музыка на костях Музей современного искусства «Гараж» до 5 октября Советский самиздат был не только литературно-публицистическим, но и музыкальным. С конца 1940-х меломаны СССР наловчились записывать «запрещенку» — джаз, рок-н-ролл, эмигрантские и блатные песни — на рентгеновские снимки. Получавшееся окрестили «музыкой на костях» из-за фрагментов человеческого скелета, запечатленного на снимках. Бутлегерство было подсудным делом, и советское правосудие перемололо немало костей адептов музыкального авангарда. В начале 1960-х «музыку на костях» вытеснили катушечные магнитофоны, превратив ее в уникальный артефакт эпохи. В инсталляцию, представленную на выставке, вошли как сами записи «на костях», так и многочисленные документы, рассказывающие о судьбе контрабандных технологий звукозаписи в Стране Советов. [Подробнее] Рэймонд Петтибон. Без названия (Мой отец называл...). 1982. Перо, тушь, бумага. Courtesy галерея David Zwirner, Нью-Йорк Публичная программа к выставке Рэймонда Петтибона «Облако ложного прочтения» Музей современного искусства «Гараж» до 13 августа В рамках выставки «Облако ложного прочтения» о культурных составляющих американской жизни рассказывают писатель Владимир Козлов, музыкант Аарон Кометбас, создатели портала Sadwave Максим Динкевич, Александр Мальцев и Вадим Гуров, московский куратор и коллекционер зинов Саша Маршани, издатель, совладелец магазина «Чук и Гик» Василий Шевченко и другие. Особое внимание организаторы программы уделяют основным стратегиям вхождения культуры сообщества глухих в панк-культуру США и России. [Подробнее] Шери Шеран. Продавщица тканей. Киншаса, 2002. Холст, масло. Коллекция Королевского музея Центральной Африки, Тервюрен Публичная программа к выставке «Худпром Конго: живопись для народа» Музей современного искусства «Гараж» до 13 августа Сара Ван Бёрден, адъюнкт-профессор Университета Огайо (США), профессор Гентского университета Йохан Лага, исследователь Центра изучения визуальной и цифровой культуры Антверпенского университета Роб Якобс и режиссер Анне Рейнирс, Бамби Кеппенс, старший научный сотрудник Королевского музея Центральной Африки, историк-африканист Александр Панов и другие специалисты расскажут об общей обстановке в государствах Центральной Африки, бунтах против колониальных пережитков и традициях визуальной культуры в Демократической Республике Конго. [Подробнее] © Ольга Маслова-Вальтер Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920‒1930-х годов Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург до 24 сентября Жили-были в Ростове-на-Дону два брата Яков и Евгений Хенкины, дальние родственники знаменитых артистов Хенкиных. После Октябрьской революции один осел в Ленинграде, а другой в Берлине. Оба были фотографы-любители и безудержно снимали все происходящее вокруг. Жизнь братьев оборвалась трагически — берлинца Евгения, неосмотрительно вернувшегося на родину в 1936-м, вскоре арестовал и расстрелял НКВД, а ленинградец Яков погиб на фронте в 1941-м. Несколько тысяч снимков хранились в частном европейском архиве. Кураторы выставки — заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков и его помощница Анастасия Чаладзе, увидели в непарадной, но внимательной к деталям и талантливой фотографии подлинную и бескомпромиссную историю утверждения тоталитарного режима и в Германии, и в СССР. [Подробнее] Ансельм Кифер. Велимиру Хлебникову. Новое учение о войне. Судьбы народов. Photo: Чарльз Дюпра. © Ансельм Кифер Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург до 3 сентября Ансельм Кифер, звезда послевоенного немецкого искусства, филолог по первому образованию, мистик каббалист и астроном по зову души, в поисках вдохновения часто обращается к слову. Его творческими соратниками уже бывали Ингенборг Бахман, Пауль Целан, Луи-Фердинанд Селин и Жан Жене. «Председатель земного шара» словотворец Велимир Хлебников из этой же компании. С начала 2000-х Кифер работает над серией, посвященной русскому поэту-футуристу и его идее о бесконечной цикличности эпохальных военных столкновений, с неотвратимой беспощадностью происходящих раз в 317 лет на воде и на суше. Художник, вдохновленный знакомством с Петербургом, придумал для Эрмитажа выставочный проект, который продолжает «хлебниковскую» серию. В специально оборудованном для выставки Николаевском зале разместятся больше двух десятков новых работ. [Подробнее] Courtesy пресс-служба ЦСИ им. Сергея Курёхина Музей Сергея Курёхина: Прототип #3 Центр современного искусства им. Сергея Курехина, Санкт-Петербург до 1 сентября В Центре современного искусства имени Сергея Курёхина — третья концептуальная экспозицию из коллекции будущего Музей современного искусства. Будущий Музей современного искусства в Центре Сергея Курёхина, посвящен легендарной личности, одному из главных героев конца ХХ века, композитору и пианисту, автору музыки к кинофильмам и основателю звукозаписывающей фирмы, организатору своего Центра космических исследований, предложившему запустить искусственные спутники души, создателю оркестра «Популярной механики», Сергею Курёхину. [Подробнее] Эд Рушей. Здесь и сейчас, 1997. Холст, акрил. Частное собрание, Москва. Courtesy Regina Gallery, Moscow Courtesy пресс-служба ЦСИ им. Сергея Курёхина Единомышленники Ельцин Центр, Екатеринбург до 15 октября На выставке представлены работы Розмари Трокель, Синди Шерман, Маурицио Каттелана, Роберта Раушенберга и Энтони Гормли. Выставка могла бы сойти за вполне привычную в западном контексте и временно импортированную к нам музейную экспозицию, если бы не метод, которым она собиралась. Вместе с кураторами музея «Гараж» над проектом работали люди с разными формами инвалидности. Они и формировали логику экспозиции согласно своим возможностям и особенностям восприятия. [Подробнее] Катя Новичкова. Вид экспозиции выставки «Приближение (Время шторма)». 2016. Фото: Марта Флеминг-Айвс.Courtesy Greene Naftali Gallery, New York 57-я венецианская биеннале современного искусства Венеция, Италия до 26 ноября Главное событие в мире современного искусства, которое непременно нужно посетить, если вы вдруг оказались в Венеции. А чтобы было проще ориентироваться в многообразии павильонов, Надим Самман выбрал десять проектов, которые ни в коем случае нельзя пропустить. [Подробнее] Микио Ватанабе. Война или мир I. 2003. Гравюра. Courtesy Екатеринбургский музей изобразительных искусств Четвертый Международный фестиваль меццо-тинто Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ 18 августа — 24 сентября Само слово «меццо-тинто» (итал. mezzo — средний, tinto — окрашенный) прочно ассоциируется с музейными залами и запасниками. Однако и сегодня в мире много художников, которые до сих пор работают в этой изобретенной в Европе XVII столетия технике гравюры на металле. Что такое современное граверное мастерство можно узнать, отправившись в Екатеринбург, где 18 августа откроется Четвертый Международный фестиваль меццо-тинто (в открытом конкурсе этого года приняли участие 87 авторов из 32 стран). Зритель сможет увидеть проекты Арта Вергера (США), Деборы Чапман (Аргентина), Ифа Лейтона (Ирландия), Лео Родригеса (Мексика), Хашми Азза (Бельгия), Марины Лазаревой (Россия), Каролины Кундерс (Нидерланды) и многих других. В рамках традиционного для фестиваля «Исторического проекта» будут представлены лучшие произведения из собрания гравюр Российской государственной библиотеки в Москве.