От сюрреализма к сюрреализму
Несмотря на давление властей, художественная среда довоенного Ленинграда долго оставалась пространством эксперимента. Кружки и общества собирались на квартирах, между ними постоянно шел обмен информацией. Заглянуть в эти квартиры означало понять эпоху. Художницы «Мастерской аналитического искусства» Татьяна Глебова (1900–1985) и Алиса Порет (1902–1984) в 1927–1933 годах жили вместе в квартире Порет на Международном проспекте вместе с ее матерью и догом по имени Хокусавна. Среди постоянных гостей Порет и Глебовой были художники, архитекторы, поэты, писатели и музыканты разных поколений. Всего через несколько лет одни оказались на вершине, других выслали или расстреляли. Но тогда их объединяла домашняя театральная игра: «живые картины» (они называли их «фильмами») на исторические темы, в которых пары перемешивались, а гендерные роли ставились с ног на голову. Работа с инверсией и исторической дистанцией оборачивалась практикой самопознания, выявления в себе внутреннего Другого. Для одних участников это был разовый перформанс, для других — непрерывная традиция. На сохранившихся фотографиях — архитектор Юрий Щуко (1905–1960), автор послевоенного проекта Главного павильона ВСХВ — ВДНХ и создатель пропилеев московского Парка Горького; жена Натана Альтмана Ирина Щеголева (1906–1993); театральный художник, вхутемасовец Петр Снопков (1900–1942); живописец и график Павел Кондратьев (1902–1985); художник-керамист, график и театральный художник Рене О’Коннель-Михайловская (1891–1981); литератор и музыкант Ольга Лешкова (1883–1942), близкая футуристам и вместе с Михаилом Ле-Дантю входившая в группу основателей журнала «Бескровное убийство» (195–1916); драматический актер и физик Кирилл Струве (1906 — не ранее 1940); и, конечно, поэт Даниил Хармс (1905–1942). {gallery#246}