Дворец творца
Елена Пушкарская оценила масштаб культурного наследия Франко Дзеффирелли Во Флоренции открылся Центр зрительских искусств, экспонатами которого стали свидетельства 70-летней карьеры Франко Дзеффирелли -- его личный архив, библиотека, коллекция театральных костюмов, макеты декораций и эскизов. "Огонек" побывал на открытии и убедился, что помыслы 94-летнего маэстро, уже несколько лет прикованного к инвалидному креслу, по-прежнему устремлены в будущее Елена Пушкарская, Флоренция Представлять Франко Дзеффирелли, театрального и кинорежиссера, художника, чей творческий масштаб многие сравнивают с размахом гигантов эпохи Возрождения, россиянам не надо. И если не все смогли увидеть его постановки в лучших мировых театрах, в том числе "Травиату" в Большом и "Тоску" в Кремлевском дворце, то целые поколения проходили школу воспитания чувств по его фильму "Ромео и Джульетта", а автобиографическая лента "Чай с Муссолини" для многих стала прививкой гражданственности. "У меня нет проблем со старостью, мне кажется, любой возраст преподносит вам свои дары до тех пор, пока вы имеете энергию и идеи",-- сказал Франко Дзеффирелли вашему корреспонденту несколько лет назад. Теперь, когда палаццо Сан-Фиренце, находящееся в самом центре Флоренции, усилиями маэстро и его сподвижников превращено в Международный центр зрительских искусств, становится ясно, что имел в виду маэстро. На трех этажах дворца разместились огромная библиотека Дзеффирелли (10 тысяч томов!), его архив и состоящая почти из 300 экспонатов коллекция театральных костюмов, эскизов, макетов декораций и прочих артефактов. Посетителей встречает костюм Турандот из оперы Пуччини (постановка Дзеффирелли в 2011-м для Королевской оперы Омана). Здесь можно провести целый день, рассматривая макеты "Аид", "Травиат" и "Паяцев", поставленных Франко Дзеффирелли в различные годы и в различных театрах мира, а также костюмы их знаменитых исполнителей. Еще интереснее -- авторские рисунки, как, например, подписанный маэстро эскиз к постановке "Дон Кихота" (Метрополитен-опера,1989 год) или акварель, изображающая сцену из оперы "Турок в Италии" ("Ла Скала", 1955 год). Одними из первых мы видим фотографии, макет и афишу спектакля "Три сестры" Чехова, поставленного Лукино Висконти в 1952 году в римском театре "Элизео", на котором Франко Дзеффирелли был всего лишь художником-оформителем. Дзеффирелли любит говорить, что дебют в пьесе Чехова стал для него удачей: "Я верю в судьбу. Для меня чрезвычайно важно, что моя жизнь в театре началась с такой позитивной ноты". Старые афиши завораживают, тем более если это афиши спектакля "Кто боится Вирджинии Вульф?" 1962 года с маркировкой "Запрещено до 18". Рядом с афишей -- фотография актеров вместе с режиссером -- молодым и красивым Дзеффирелли. Его фотографий тут очень много. Вот он с Оливией Хасси и Леонардом Уайтингом в Лондоне в 1968 году, вот в окружении исполнителей нью-йоркского Метрополитен во время работы над оперой "Фальстаф" (1964). Есть снимки с Анной Маньяни (Дзеффирелли работал с Лукино Висконти над фильмом "Самая красивая"), много фотографий с Марией Каллас. Этой оперной диве, перед искусством которой Дзеффирелли преклонялся, в экспозиции отведено очень много места. Большой раздел экспозиции посвящен работе Дзеффирелли в кино. Тут представлены снимки со съемочных площадок и афиши многих его фильмов -- от "Ромео и Джульетты" до "Каллас навсегда" (еще один оммаж художника примадонне). И просто невозможно заставить себя оторваться от экрана, на котором крутятся нарезки из лент "Ромео и Джульетта" (1968), "Брат Солнце, сестра Луна" (1972), "Бесконечная любовь" (1981), "Отелло" (1986), "Гамлет" (1990), "Джейн Эйр" (1996), "Чай с Муссолини" (1999), "Каллас навсегда" (2002). Удивительно, но у самого знаменитого в мире итальянского кинорежиссера нет "Оскара", хотя есть BAFTA, "Эмми" и множество "Давидов ди Донателло" (итальянская национальная кинопремия). Все эти статуэтки включены в экспозицию, и радостно увидеть среди них Globo d`oro, приз за карьеру в кинематографе, врученный маэстро в 2012 году работающими в Италии иностранными, в том числе и российскими, корреспондентами. Дзеффирелли любит говорить, что дебют в пьесе Чехова (это была первая постановка "Трех сестер" на итальянской сцене) стал для него огромной удачей В Международный почетный комитет Фонда Франко Дзеффирелли, чьими усилиями основан открывшийся Центр, вошли итальянские политики и директора театров, славу которых приумножил маэстро,-- "Ла Скала", Римской оперы, Метрополитен-оперы. От России -- президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова и предприниматель Михаил Куснирович, являющийся к тому же одним из спонсоров проекта. "Центр обращен в первую очередь к новым поколениям, которым я хочу передать свою методологию работы от первоначальной идеи и ее дальнейшей разработки до сценического воплощения. Ее основополагающее правило -- не поддаваться модным влияниям, а уважать и сохранять идентичность спектакля",-- говорится в зачитанном на открытии Центра обращении Дзеффирелли (состояние здоровья не позволило маэстро участвовать в празднике). Как рассказал "Огоньку" артистический директор Центра Франческо Эрмини Полакки, "в ближайшем будущем здесь пройдут выступления молодых артистов из разных стран и, конечно, из России, чья культура и театральное искусство всегда воодушевляли Франко Дзеффирелли". В записной книжке вашего корреспондента сохранилась такая фраза маэстро: "Я восхищаюсь страной, которая так много сделала для мирового искусства. Когда я думаю о "Травиате", то нахожу очевидные параллели между русской и итальянской оперой. Я вижу связь, которая объединяет персонажей Чайковского, Мусоргского, Верди".