Ещё
Блогер сымитировал смерть возлюбленной ради славы
Блогер сымитировал смерть возлюбленной ради славы
Безумный мир
Почему в СССР не прижилось баночное пиво
Почему в СССР не прижилось баночное пиво
Истории
Дамба через Берингов пролив: эпохальный проект СССР
Дамба через Берингов пролив: эпохальный проект СССР
Истории
Живот «беременной» вместил 12 смартфонов
Живот «беременной» вместил 12 смартфонов
Люди
Елена Пушкарская оценила масштаб культурного наследия Во Флоренции открылся Центр зрительских искусств, экспонатами которого стали свидетельства 70-летней карьеры Франко Дзеффирелли — его личный архив, библиотека, коллекция театральных костюмов, макеты декораций и эскизов. «Огонек» побывал на открытии и убедился, что помыслы 94-летнего маэстро, уже несколько лет прикованного к инвалидному креслу, по-прежнему устремлены в будущее Елена Пушкарская, Флоренция Представлять Франко Дзеффирелли, театрального и кинорежиссера, художника, чей творческий масштаб многие сравнивают с размахом гигантов эпохи Возрождения, россиянам не надо. И если не все смогли увидеть его постановки в лучших мировых театрах, в том числе «Травиату» в Большом и «Тоску» в Кремлевском дворце, то целые поколения проходили школу воспитания чувств по его фильму «Ромео и Джульетта», а автобиографическая лента «Чай с Муссолини» для многих стала прививкой гражданственности. «У меня нет проблем со старостью, мне кажется, любой возраст преподносит вам свои дары до тех пор, пока вы имеете энергию и идеи», — сказал Франко Дзеффирелли вашему корреспонденту несколько лет назад. Теперь, когда палаццо Сан-Фиренце, находящееся в самом центре Флоренции, усилиями маэстро и его сподвижников превращено в Международный центр зрительских искусств, становится ясно, что имел в виду маэстро. На трех этажах дворца разместились огромная библиотека Дзеффирелли (10 тысяч томов!), его архив и состоящая почти из 300 экспонатов коллекция театральных костюмов, эскизов, макетов декораций и прочих артефактов. Посетителей встречает костюм Турандот из оперы Пуччини (постановка Дзеффирелли в 2011-м для Королевской оперы Омана). Здесь можно провести целый день, рассматривая макеты «Аид», «Травиат» и «Паяцев», поставленных Франко Дзеффирелли в различные годы и в различных театрах мира, а также костюмы их знаменитых исполнителей. Еще интереснее — авторские рисунки, как, например, подписанный маэстро эскиз к постановке «Дон Кихота» (Метрополитен-опера,1989 год) или акварель, изображающая сцену из оперы «Турок в Италии» ("Ла Скала", 1955 год). Одними из первых мы видим фотографии, макет и афишу спектакля «Три сестры» Чехова, поставленного Лукино Висконти в 1952 году в римском театре «Элизео», на котором Франко Дзеффирелли был всего лишь художником-оформителем. Дзеффирелли любит говорить, что дебют в пьесе Чехова стал для него удачей: «Я верю в судьбу. Для меня чрезвычайно важно, что моя жизнь в театре началась с такой позитивной ноты». Старые афиши завораживают, тем более если это афиши спектакля «Кто боится Вирджинии Вульф?» 1962 года с маркировкой «Запрещено до 18». Рядом с афишей — фотография актеров вместе с режиссером — молодым и красивым Дзеффирелли. Его фотографий тут очень много. Вот он с  и  в Лондоне в 1968 году, вот в окружении исполнителей нью-йоркского Метрополитен во время работы над оперой «Фальстаф» (1964). Есть снимки с  (Дзеффирелли работал с Лукино Висконти над фильмом «Самая красивая»), много фотографий с Марией Каллас. Этой оперной диве, перед искусством которой Дзеффирелли преклонялся, в экспозиции отведено очень много места. Большой раздел экспозиции посвящен работе Дзеффирелли в кино. Тут представлены снимки со съемочных площадок и афиши многих его фильмов — от «Ромео и Джульетты» до «Каллас навсегда» (еще один оммаж художника примадонне). И просто невозможно заставить себя оторваться от экрана, на котором крутятся нарезки из лент «Ромео и Джульетта» (1968), «Брат Солнце, сестра Луна» (1972), «Бесконечная любовь» (1981), «Отелло» (1986), «Гамлет» (1990), "" (1996), «Чай с Муссолини» (1999), «Каллас навсегда» (2002). Удивительно, но у самого знаменитого в мире итальянского кинорежиссера нет «Оскара», хотя есть BAFTA, «Эмми» и множество «Давидов ди Донателло» (итальянская национальная кинопремия). Все эти статуэтки включены в экспозицию, и радостно увидеть среди них Globo d`oro, приз за карьеру в кинематографе, врученный маэстро в 2012 году работающими в Италии иностранными, в том числе и российскими, корреспондентами. Дзеффирелли любит говорить, что дебют в пьесе Чехова (это была первая постановка «Трех сестер» на итальянской сцене) стал для него огромной удачей В Международный почетный комитет Фонда Франко Дзеффирелли, чьими усилиями основан открывшийся Центр, вошли итальянские политики и директора театров, славу которых приумножил маэстро, — «Ла Скала», Римской оперы, Метрополитен-оперы. От России — президент ГМИИ им. Пушкина и предприниматель , являющийся к тому же одним из спонсоров проекта. «Центр обращен в первую очередь к новым поколениям, которым я хочу передать свою методологию работы от первоначальной идеи и ее дальнейшей разработки до сценического воплощения. Ее основополагающее правило — не поддаваться модным влияниям, а уважать и сохранять идентичность спектакля», — говорится в зачитанном на открытии Центра обращении Дзеффирелли (состояние здоровья не позволило маэстро участвовать в празднике). Как рассказал «Огоньку» артистический директор Центра Франческо Эрмини Полакки, «в ближайшем будущем здесь пройдут выступления молодых артистов из разных стран и, конечно, из России, чья культура и театральное искусство всегда воодушевляли Франко Дзеффирелли». В записной книжке вашего корреспондента сохранилась такая фраза маэстро: «Я восхищаюсь страной, которая так много сделала для мирового искусства. Когда я думаю о „Травиате“, то нахожу очевидные параллели между русской и итальянской оперой. Я вижу связь, которая объединяет персонажей Чайковского, Мусоргского, Верди».
Видео дня. На видео попала акула, выгнавшая людей из моря
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео