Ещё

Огонь по шаблонам 

Огонь по шаблонам
Фото: Коммерсант
Открылся фестиваль в Локарно
Третий по старшинству кинофестиваль мира (старше только Венеция, а Канн — его одногодок) открылся в Локарно в 70-й раз. На юбилейном постере символически запечатлена эйфория перестройки: Рейган и Горбачев, которые впервые встретились в Швейцарии в 1985-м. О том, что изменилось с тех пор в Локарно, рассказывает .
Тогда здесь приветствовали кино из России, и оно часто бывало отмечено наградами — золотыми, серебряными и бронзовыми «Леопардами». Их снискали «Одинокий голос человека» , «Случайный вальс» , «Облако-рай» , список можно продолжить. Сюда приглашались огромные делегации, так что на берегу Лаго-Маджоре то и дело можно было услышать русскую речь. Однажды, погибая от жары в душном номере отеля без кондиционера, я распахнул окно четвертого этажа — и услышал, как, прогуливаясь по старому городу, делился с коллегами своими впечатлениями от фильма Луи Маля только что посмотревший его .
В нынешнем году я тоже различил русские слова — уже в автобусе, который вез фестивальных гостей из миланского аэропорта Мальпенса в Локарно. Ехали совсем молодые люди — участники программы «Леопарды будущего»: так что остается надежда на грядущие успехи нашего кино. Пока же в главном конкурсе юбилейного фестиваля российские фильмы отсутствуют. В программе, посвященной круглой дате, показывают «Одинокий голос человека» Сокурова, а вне конкурса — фильм и Александра Шейна «Назидание», где России как таковой нет вовсе, а главный герой — , чье имя фонетически созвучно названию.
Идея спустя 11 лет после памятного чемпионата мира обратиться к скандальному инциденту между легендарным французским футболистом и его итальянским противником может показаться странной и запоздалой. Некоторые зрители, покинув просмотр задолго до конца, так и не поняли, зачем закадровый голос Юхананова с дотошной подробностью воспроизводит перипетии судеб двух современных гладиаторов. Более терпеливые, однако, были вознаграждены: фильм предлагает блистательный анализ интриги, разыгравшейся на глазах у всего мира и срежиссированной самым великим постановщиком — самим Господом Богом. Юхананов — настоящий философ зрелищной культуры — помещает такое демократическое действо, как футбол, в контекст нескольких религий и культов: тут и античный рок, и христианская живопись, и каббалистика, и постулаты буддизма. В этих отсылках хватает сардонического юмора, но в сущности они вполне серьезны. И Зидан уже видится мифологическим героем, которому предназначено пройти через судьбоносное испытание. И Матерацци выглядит то змеем-искусителем, то даже ангелом истребления, посланным по указке свыше, чтобы преподать урок. И совсем уж назидательно звучит сопоставление полных экстаза и ликования футбольных ристалищ с экстатическими тоталитарными ритуалами. Печально знаменитый инцидент со спонтанным выплеском нетерпимости трактуется как предупреждение человечеству: остановитесь, пока не поздно, пусть соревновательный праздник тела и души, доведенный до высшего выражения эмоций, не превратится из игровой и символической в настоящую войну.
Среди уже показанных конкурсных фильмов есть типично фестивальные, но, похоже, Локарно решил встретить юбилей разрывом привычного шаблона. На такую роль претендует картина «Мадам Хайд», где неутомимая предстает в образе сначала нелепой училки физики, над которой издеваются ученики — в основном парни арабского происхождения. Потом происходит ключевая метаморфоза: во время лабораторного опыта мадам Жекиль настигает удар тока, и она сама становится источником воспламеняющего электричества, как метафорического, так и буквального, подпитываясь природными энергиями — грозой и полнолунием. Теперь она засовывает своих учеников в «клетку Фарадея», из которой еще вопрос, выберешься ли живым, и терроризирует округу призраком огненной женщины. При этом она продолжает свои педагогические эксперименты, вооруженная куда более агрессивной методикой, — и тут-то достигает успеха: самый трудный и, казалось, тупой из ее учеников оказывается чуть ли не физическим гением.
Безобидная недотепа мадам Жекиль в соответствии с сюжетом Стивенсона превращается в зловещую фурию мадам Хайд. Бозон, модный в узких кругах режиссер, не без изящества интерпретирует этот классический сюжет, но тщетно пытается хоть как-то его интеллектуально наполнить, например, связав с болезнями французской системы образования. Серж Бозон на все сто эксплуатирует талант Юппер, умеющей повернуть его и в комическую сторону. Но, в отличие от  или даже , автор фильма решительно не знает, что с этим талантом делать: в результате образ героини оказывается «пережаренным» на том самом огне, что пылает внутри нее.
«Мадам Хайд» со всем ее надуманным безумием отдыхает в сравнении с бразильским мистическим триллером «Хорошие манеры» режиссеров Юлианы Рохос и Марко Дутры. И здесь тоже главные события происходят в ночи полнолуния, а событий много, хотя начало фильма, как и его название, кажется сугубо бытовым. Бедная красивая негритянка с лесбийскими склонностями нанимается прислугой к богатой беременной блондинке. Рассказывать дальнейшее содержание этой длящейся больше двух часов картины — означает впасть в грех спойлерства, который отчасти искупает то, что ее, скорее всего, никто из читателей не увидит. Ограничусь перечислением основных тем и образов: лунатизм, вампиризм, младенец, покрытый звериной шерстью, вегетарианство в качестве сомнительного средства от потенциального каннибализма. Это вам не унылое авторское кино, это сравнительно новый тип фестивального B-movie, которые особенно часто поступают из Латинской Америки.
Видео дня. Питон-гигант проглотил всех собак в деревне
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео