Войти в почту

Еуджениу Уреке - певец, актер, режиссер, "Человек Возрождения"

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Еуджениу Уреке — выдающегося молдавского актера, оперного певца и певца оперетты, замечательного исполнителя народных молдавских песен, режиссера и сценариста, человека, который стоял у истоков национального театра и кинематографа республики. Корреспондент Sputnik Молдова Лада Градескова встретилась с внучкой актера, Лилианой Скарлат, которая любезно согласилась ответить на наши вопросы. - Лилиана, обычно такие талантливые люди, как Ваш дедушка, не возникают "на пустом месте". Расскажите, пожалуйста, о его семье: кто первым заметил этот выдающийся талант, и кто вдохновил Уреке на поступление в Кишиневскую консерваторию? — Дедушка родился, можно сказать, в обычной семье, правда, его отец, обладая недюжинным певческим талантом, выступал в составе хора кишиневского Кафедрального собора. Думаю, что свой бас дед унаследовал от своего отца. Еще мальчиком он посещал все церковные службы, где пел его отец, а затем и сам стал пробовать свои силы в церковном хоре. Тут его и заметил знаменитый церковный дирижер и композитор священник Михаил Березовский, чьим именем теперь назван один из кишиневских лицеев. К слову сказать, вовлекать в ряды своей капеллы сотни новых, не имеющих специальной подготовки людей являлась для отца Михаила нормой. В общей массе голосов, звучавших под куполом собора, он заприметил неповторимый талант бедной девочки Марии Чиботарь, которую стал обучать бесплатно по индивидуальной программе. Впоследствии она, обладательница уникального колоратурного сопрано, стала одной из звезд мировой оперы. Заметил он также и талант юной Тамары Чебан, чей голос потом стал визитной карточкой Молдовы. Михаил Березовский и посоветовал дедушке поступать в консерваторию. Однако дедушка еще и великолепно рисовал, его отец хотел, чтобы он развивал свой талант и в этой области, чтобы стал художником. Однако страсть к театру перевесила художественные наклонности Еуджениу, и он все-таки поступил в консерваторию, где его буквально раздирали на части преподаватели вокала и драмы. Каждый преподаватель хотел видеть его у себя в классе. Еуджениу Уреке с маленькой внучкой Лилианой Дедушка закончил консерваторию как раз в 1940 году, когда на территорию Бессарабии вошли советские войска, и большая половина артистов Драматического театра уехала в Румынию. Туда же отправились и родители дедушки, которые, будучи в преклонном возрасте, так и не смогли нормально устроиться на новом месте. Они окончили свой век почти в нищете. После войны дедушка разыскал их, старался помогать, но это было довольно сложно сделать, так как между Румынией и Советским Союзом пролегла государственная граница. Итак, после июня 1940 года на место уехавших артистов были приглашены артисты Тираспольского Театра драмы — так и зародился Молдавский драматический театр. Екатерина Ясницкая Из Тирасполя в Кишинев приехала и моя бабушка, Екатерина Ясницкая, уроженка Одесской области. Она закончила в Одессе хореографические курсы и была принята в качестве танцовщицы сначала в Тираспольский театр, а затем и в Кишиневский. Бабушка была невероятно артистичной и великолепно танцевала. Наверное, поэтому дедушка и влюбился в нее с первого взгляда. Вскоре они поженились. Но началась война. В 1941 году дедушку мобилизовали на фронт, в строительную бригаду, и бабушка последовала за ним. Советская армия отступала все дальше и дальше вглубь страны, и так мои дедушка с бабушкой оказались аж в Средней Азии, где в Душанбе и появилась на свет моя мама, будущая прима молдавского театра — Маргарета Уреке. Юной семье порою было нечего кушать, и тогда дедушка ходил в пустыню, где охотился на черепах и варанов, собирал черепашьи яйца, чтобы хоть как-то прокормить семью. - Приглашали ли Ваших дедушку и бабушку в качестве артистов для выступления в агитационных бригадах на фронте? — Да, как и многих других артистов. Дедушку с бабушкой взяли в состав фронтовой актерской бригады. Они выступали перед солдатами Красной Армии, представляя отрывки из спектаклей, сценки, танцевальные и песенные номера. Ездили с одной передовой на другую, всегда в товарных вагонах, с маленьким ребенком на руках. Моя мама часто вспоминает, как солдатам нравилась она, маленькая, как старались они прикоснуться к ней, потискать — ведь почти у всех дома остались маленькие дети, внуки, племянники, и время было такое страшное, что многие ничего не знали о своих семьях. - Был ли какой-либо особенно запоминающийся случай из того периода, о котором дедушка, возможно, рассказывал Вам? — Таких было много. Однажды, выступая перед солдатами, артисты заметили, что издалека за спектаклем в бинокли наблюдают немцы. Видимо, спектакль им тоже понравился, так как досмотрели они его до конца. А сколько раз прямо во время спектакля начинался артналет! Но фронтовые артисты продолжали фанатично делать свою работу. Эти люди жили искусством, жили театром и верой в то, что война скоро закончится, и они вновь вернутся в свой родной город и будут заниматься любимым делом — играть в театре! - И вот война закончилась… — И семья вернулась в Кишиневе. Полуголодные, плохо одетые (у бабушки не было даже зимних сапог, она всю зиму ходила в туфлях, у которых отваливалась подошва) они сразу же включились в работу — принялись ставить спектакли, драматические, оперы, оперетты, для таких же, как они сами, полуголодных жителей Кишинева. Конечно же, спектакли ставили оптимистические, чтобы отвлечь зрителей от послевоенной депрессии. - Я слышала, что выступление артистов молдавского Драматического театра на декаде молдавского искусства в Москве произвело настоящий фурор. — Именно так. Узнав о том, что им придется представлять молдавское искусство в Москве, артисты театра, в том числе и мои дедушка с бабушкой, в буквальном смысле слова ночевали в театре, репетируя практически круглосуточно. Это был каторжный, титанический труд. Время было тяжелое, послевоенное — актеры своими силами шили из подручных средств декорации и костюмы. Декада молдавского искусства в Москве. Начало 50-х годов. Но тут вспоминается мне один курьезный случай. Танцоры театра поставили замечательный номер, вскоре ставший почти культовым в мире хореографии — знаменитую "Молдовеняску". Солировала в ней моя бабушка, которая, как я уже и говорила, обладала ярким сценическим талантом и неповторимым артистизмом. И вот уже в Колонном зале Дома союзов в Москве, станцевав общее вступление, бабушка зашла за кулисы, чтобы приготовиться к своему соло. Каково же было ее удивление, когда на сцену, на сольный номер вместо нее совершенно неожиданно выскочила другая артистка. Причем она не была заявлена даже в качестве дублерши! Вот такой он, мир театра! Но моя бабушка была очень благородным человеком и никогда не корила эту артистку за столь нечестный поступок. - В начале 50-х годов Ваш дедушка начинает активно сниматься в кино. Он очень талантливо сыграл в сказке "Андриеш" и чудесном мюзикле "Ляна". — Да, это правда, но кино он не жаловал. Он считал его "неживым искусством", неискренним. Ведь там можно сделать несколько дублей. А театр не прощает халтуры. Еуджениу Уреке был вообще человеком театра. Он был и певцом, и актером, и режиссером, и сценаристом, и костюмером. Он знал и умел все. Каждую театральную профессию он знал досконально. Недаром же его в полушутку звали Ев — Гений. Он действительно был гением. Афиша художественного фильма "Андриеш" - А какая его театральная роль запомнилась Вам больше всего? — Роль Городничего в "Ревизоре". Было время, когда в этом спектакле играла вся наша семья —дедушка, мама и папа. - Как мы уже говорили, Вашему дедушке приходилось выступать в роли театрального режиссера и сценариста. Как ему удавалось справляться с не самым простым коллективом —актерским? — Конечно же, была и зависть коллег, и подлость, и предательство. А талантливых людей никто не любит — им просто завидуют. Впрочем, для театрального мира это не новость. Поэтому дедушке так рано и пришлось уйти из театра — в 60 лет. Маргарета Уреке и Еуджениу Уреке в спектакле "Маскарад" по одноименной драме Лермонтова Его, конечно, приглашали дублировать фильмы на молдавский язык на телевидении. Он вел передачи на радио. Но все это было не то. Ведь Еуджениу Уреке не мыслил своей жизни без театра! Спасли его многочисленные хобби — рисование, скульптура, ювелирное дело, фотография. Работа всегда спорилась в его руках. Он даже инструменты для работы изготавливал сам. До сих пор не понимаю, как у него это все получалось. Ведь тогда не было ни интернета, ни форумов специальных, где можно было бы узнать, как изготавливается та или иная штучка. Еуджениу Уреке за работой Я очень любила в детстве приходить в дом дедушки и бабушки. Там всегда пахло краской, железом и еще чем-то неуловимым, навсегда запечатлевшимся в моей памяти, как запах творчества. Мой дедушка Еуджениу Уреке прожил очень долгую и непростую жизнь, но, как видите, он успел сделать очень многое, что навсегда останется в памяти потомков, жителей нашей страны. Человек Возрождения – Еуджениу Уреке

Еуджениу Уреке - певец, актер, режиссер, "Человек Возрождения"
© Sputnik Молдова