Нарисую мир как в сказке. “Золушка” в Московском театре кукол
Выбор текста, где известный сюжет отражается в комичности и абсурдности жизни общества, был для режиссера принципиальным. Куклы здесь помогли расставить социальные акценты и осуществить чудеса превращений. Художник спектакля Евгения Шахотько создала на сцене многоуровневый красочный мир настоящей сказки. Здесь все вдруг оживает и меняет свою сущность: в тыкве обнаруживается живая мышь, чтобы тут же обратиться в лошадь. Вместо ожидаемой невзрачной каморки Золушки перед зрителем открывается целый город с парусниками и мельницами. Этот мир сотворила сама героиня: чувства тонкой души, которыми не с кем поделиться, она выражает в живописи. Без магии и колдовства она создает волшебную маленькую страну, где может укрыться от бед реальности. Ее фантазия уносится далеко за пределы сцены: причудливая видеопроекция расширяет пространство сказки. Фото: Московский театр кукол Юрий Уткин, режиссер, поделился своим видением главной героини: Наша Золушка инакая, другая. Все персонажи следуют принятым стандартам, повторяют одно и то же, а по сути друг друга. Она же – художник, и рисует мир, который видит по-своему. Мы все так или иначе пытаемся подстроить себя под определенные правила, становясь таким образом частью глобального механизма – времени ли, моды, власти. Так было всегда. И только личность способна не подстраиваться под общее. Особый шарм спектаклю добавляют сцены семейных поединков. Обольстительная мачеха (Александра Капустина) и недалекие сестры одинаково комичны как в живом, так и в кукольном плане. Пышнотелая Марианна (Юлия Серова) не может оторваться от булки, а в замке бездонное чрево ее куклы продолжает поглощать все без разбора. Неуклюжая длинная Анна (Анна Антонова) бьется о дверные косяки, а ее уменьшенная копия также нелепо норовит сломать схему танца. Смешение планов показывает, что на бал приглашены лишь куклы: дворец не место для личностей, попадая туда, становишься частью большого механизма. Фото: Московский театр кукол Почти у каждой куклы, отплясывающей сложные па на королевском паркете, есть актер-двойник. Все персонажи, положительные и не очень, представлены в живом и кукольном планах, кроме главных заправил этого праздника жизни. Впавшего в детство короля-болванчика (Антон Чалыш) и его серого кардинала, министра бальных танцев маркиза Падетруа (Михаил Хлюнев), мы видим только из-за ширмы. Отгороженные от реальной жизни лестью и ложью придворных, они навсегда осели в своем воздушном замке, не желая сталкиваться с миром лицом к лицу. Те, пред кем все преклоняются, оказываются лишь куклами, управляемыми невидимыми кукловодами. Не все благополучно в королевстве, не настолько оно замечательно, как мы представляем. Замок, куда так стремилась Золушка, – это мир лощеный, красивый, но механический, кукольный, ненастоящий. Уже попав туда, она понимает, что не этого мира она искала. Но там она встречает единственного во всем мире похожего на нее человека – Принца. Если она сохраняет свою душу в угнетении и бедности, то он пытается сберечь ее в роскоши, в которой задыхается. Они оба – иные для этого мира, - считает Юрий Уткин. На балу, полном вычурных и причудливых форм, эта пара выбивается своей естественностью. Куклы Золушки (Екатерина Бодрова) и Принца (Александр Шадрин) с тонкими лицами и синими глазами, кажется, так похожи друг на друга. В общем танце, где все подчиняются одним командам, эти хрупкие создания чувствуют себя неуютно: их то и дело пытаются задеть острые локти и пышные бока соседей. Неудивительно, что кульминационная сцена происходит без влюбленных: запрограммированные единым ритмом, гости послушно совершат обряд превращений. Суровый механизм подчинения сожмет их до плоских кукол, а после размелет в цифры часов, неумолимо отсчитывающих полночь. Главное, для Юрия Уткина " чтобы зритель не то чтобы понял, но, скорее, почувствовал что-то. И мне важны не эмоциональные, а душевные чувства: нужно, чтобы душа человека заработала на спектакле. Чтобы он ушел и понял, что в нем после просмотра что-то родилось".